суббота, 23 ноября 2013 г.

Пища духовная (и всё оттуда же)

Я  уже  писала  ранее,  что  почти  все  мое  здешнее  домашнее  обзаведение  -  с  "гарбаджа" ,  если  по-американски,  или  -  с  помойки,  если  по-русски.  Возле  здешних  мусорных  баков  можно  найти  практически  все   -  одежду,  обувь,  хозяйственную  утварь,  посуду,  мебель,  книги...   Особенно  -  перед  Песахом.   И  все,  надо  сказать,  как  правило,  в  идеальном  состоянии.  В  частности,  одежда  всегда  чистая,  аккуратно  сложенная,  благоухающая  стиральным  порошком.

И  вот  иду  я  недавно   мимо  огромного  мусорного  контейнера  и  вижу  на  крышке  стопку  книг.   Естественно,  подошла  просмотреть.    Всякие  там  компьютерные  руководства  меня  не  заинтересовали,  но  две  книжечки  я  взяла.   Это  -    "Полная  история  ТИШРЕЙ"     и   толстенный  том   ( в  1130  страниц  на  очень  тонкой  бумаге)   -   ТОРА,   ПРОРОКИ,  ПИСАНИЯ,   НОВЫЙ  ЗАВЕТ.
 Не  знаю,  как  это  согласуется  с  местным  религиозным  менталитетом,  но  вот  выбросили  же,  практически  -  на  помойку!

Не  могу  сказать,  что  я  полный  профан  в  вопросах  веры,  но  мое   "религиозное  образование",  если  его  можно  так  назвать,  получено  в  пересказах  тех  или  иных  лиц  тех  или  иных  текстов.   А  тут  в  руки  мне  попал  первоисточник.   Конечно,  любопытство  пересилило,  плюс  еще  некая  подспудная  мысль  -  а  вдруг  мне,  жительнице  Земли  Обетованной,    эту  литературу  специально  "подбросили",  озаботясь  моей полной  безграмотностью?   Именно  подбросили,  причем  хитрО  -  знали,  что  в  магазин  или  в  библиотеку  я  за  ней  не  пойду,  не  откликнусь  даже  на  миссионерские  предложения  подарить  ее,  а  книги  от  помойки    обязательно  спасу.

 И   я   стала  почитывать  толстый  том.   Было  любопытно,  что  же  это  за  КНИГА  такая,  что  остается  у  всех  на  слуху  уже  второе  тысячелетие?    А  читать  специально  -  это  вовсе  не  то  же  самое,  что  слушать  в  качестве  принудительного  ассортимента  в  информационном  потоке  широкого  профиля.     Тут  волей - неволей приходится  как-то  оценивать  читаемое.  Хотя  бы  для  того,  чтобы  решить,  продолжать  ли  чтение  (которое  оказалось  не  из  легких)   или  уже  сознательно  отмести  эту  тематику,  чтобы  никогда  к  ней  не  возвращаться.

И  вот  я   читаю    ее  уже  вторую   неделю.    Пересилила  первое  желание   отложить  ее  куда  подальше  или  даже  подарить  кому-то.    Почему  -  не  знаю.   Может,  в  надежде,  что  случится  что-то,  что  возвратит  меня  к  чтению  на  существенно  ином  уровне?    

В  общем,  пока  что   читаю.  Вернее  -  почитываю.
 И  вот,  читая  совершенно  сознательно  и   пытаясь  осмыслить  читаемое,  никак  не  могу  взять  в  толк,  например,  чем  оказался  так  любезен   Всевышнему  трусливый  и  ничтожный   Авраам,  не  способный  любить  никого,  кроме  себя?    Который  и  жену-то  свою  мог  запросто,  из  шкурной  трусости  (как  бы  не  убили  его!),  отдать  (и  отдавал!)  любому,  кто  сильнее  него?      Да  и  сына  своего  долгожданного  по  сути  предал  -  решил  принести  его  в  жертву  Богу,  потребовавшему  от  него  эту  жертву.

И  вот  нарубил  он  дровишек,  нагрузил  их  на  будущую  жертву  и  повел  бедного  паренька  подальше  от  дома  и  от  глаз  жены  своей  Сарры.   Видимо,  опасался,  что  не  даст  Сарра  убить  свое  единственное  и  долгожданное  дитя.

По  дороге  мальчик  недоумевал  -  а  где  же  жертвенное  животное?  На  что  добрый  папаша  отвечал,  что  Бог  усмотрит  жертву  на  месте.   И  мальчик  доверчиво  шел  дальше  и  нес  на  себе  дровишки.

Очень  жалко,  что  в  Книге Книг  не  описано  подробно,  ЧТО  ИМЕННО  прочувствовал  и  пережил   несчастный   мальчик,  когда,  прибыв  на  место  и  сложив  жертвенный  костер,  папашка  связал  его,  положил  на  дровяную  кучу  и  уже  занес  над  ним  жертвенный  нож?     И   каким  же  надо  быть  бесчувственным  и  трусливым  скотом,  чтобы  поставить  свою ничтожную  и  уже  фактически  отжитую  столетнюю  жизнь  выше  жизни  ребенка?   Своего  ребенка?   Намоленного  и  долгожданного?   И  этот  трусливый  и  шкурный  человек  без  нравственных  устоев,  за  которые  можно   и  жизнь  отдать,    -  положительный  герой  данной  книги.   Он  -  угоден  Богу.  Угоден,  потому  что  послушен,  потому  что  -  "чего   изволите".

И  вот  этого  я  совершенно  не  в  силах  понять.
Равно  как  не  понимаю,  как  эта  КНИГА   (на  мой, сугубо   личный,  дилетантский    взгляд,  книга    аморальная,  даже  местами    людоедская)   продолжает  оставаться  читаемой  и  даже  почитаемой.   Может,  у  людей  вообще  мозги  набекрень?   Или  их  основная  черта,  унаследованная  от  прародителя  Авраама,  -  богобоязненность,  в  основе  которой  лежит  обыкновенная  шкурная  трусость?

Как  бы  то  ни  было,  ознакомление  с  основами  библейской   веры  не  поселило  покоя  в  моей  душе.   Наоборот.

Остальных  религий  я  практически  не  знаю.  И  если  есть  среди  них   человеколюбивая,  пусть  она  сама   меня  найдет,  как  нашла  эта.   Жду.

Впрочем,  есть  и  другой  выход  из  положения.    Просто  считать  все  религиозные  завихрения  примитивными  фантазиями  примитивного  человека,  одинокого  во  вселенной,   и    стремящегося  избыть  свое  одиночество  и  бесприютность  выдуманным  ХОЗЯИНОМ.

Хотя,  скорее  всего,  ТВОРЕЦ   ВСЕГО   СУЩЕГО   и  на  самом  деле  есть.   Но  он  не  имеет  ничего  общего  с  тем,  что  люди  обозначают  словом  БОГ.

7 комментариев:

  1. Будучи еще 15-летней прочитала я "Библию для верующих и неверующих".
    Очень интересно мне было тогда узнать, о чем же в библии написано, а единственная книга , которая мне бы могла это сообщить, была именно эта.
    Потом уже в 20 лет удалось мне прочитать и сам первоисточник на русском языке с комментариями.
    Что я могу вам сказать? Думаю, что книга эта читаема не первый год потому, что люди находят там истории людей на себя похожих. Вы, конечно, можете быть шокированы тем, о чем читаете, но там ВСЁ, абсолютно всё описано, что в дальнейшем будет происходить с человечеством.
    Значит, людям не интересны герои идеальные, им интересно узнавать свои ошибки , грехи, заблуждения.
    Читайте дальше. Интересно с вами будет об этом побеседовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня убило не то, что Авраам грешен, ( причем, с моей колокольни, он просто богобоязненный трус и одновременно мерзавец), а то, что бог считает его праведником.
      Могу ли я понять и принять "в сердце моё" (то есть, полюбить) такого бога?
      Нет. Не могу.
      Так в чем же дело (задаю я себе вопрос)?
      И отвечаю себе же в меру своего слабого разумения:
      - Либо бог совсем не таков и Библия исказила его образ
      - Либо за Бога выдает себя какая-то иная сила, которой Творец опрометчиво доверил курирование планеты по имени Земля.

      И оба случая для меня печальны.

      Удалить
  2. Аня, +100! Тем и хороша эта книга, что там описываются не идеальные, а реальные люди.

    ОтветитьУдалить
  3. Шалом.
    Я не знаю Вашего имени.
    Должна признаться, мне несколько неловко что-то советовать человеку в столь зрелом возрасте, со сложившимися стереотипами и устоявшимися взглядами на все вещи в жизни. Однако, видя Ваш искренний и живой интерес к Торе и истории этой книги, я хочу с Вами поделиться тем, что постигла сама лично за несколько лет погружения в эту тему.
    Эту книгу невозможно трактовать, согласно простому поверхностному пониманию прочитанного. Начиная с того, на каком языке её читать, насколько глубоко читающий понимает иврит и его иероглифичность, многомерность и образность, и заканчивая тем, что текст метафоричен от корки до корки. Есть несколько уровней понимания, называемых ПАРДЕС, буквальный смысл - Пшат, это не просто поверхностно, но доступно восприятию на уровне сказок, это уровень понимания, не требующий столь глубинного анализа, как Вы сейчас применяете. Именно потому, что Вам интересно делать анализ текста, у Вас возникает такое противоречивое отношение. Ни Авраам, как персонаж, ни бог, не могут быть проанализированы с позиции нравственности и взглядов на мироздание современного человека. Чтобы это прочувствовать, о чём там вообще идёт речь, следует, всё же, смотреть с учителями. Да, Аня правильно сказала, там описано всё, что вообще возможно и будет происходить. Это книга-символ, откройте для себя эту кладезь мудрости и удивительных открытий!

    Я хочу порекомендовать Вам одного замечательного учителя Рувена Фаермана, вот его уроки на сайте Махон Меир (университет, Иерусалим, религиозный сионизм, кипот-сруга)
    http://www.russian.machonmeir.net/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE-%D0%B8-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2?search=%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA...&rid=10&catid=23&limit=5&id=&Itemid=65&section=&task=category&c=media&view=jmultimedia&option=com_jmultimedia&boxchecked=0&filter_order=popular&filter_order_Dir=

    а именно
    http://www.russian.machonmeir.net/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE-%D0%B8-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2?rid=10&catid=183&view=media&layout=default&id=7666


    Все уроки Фаермана великолепны. Ещё могу рекомендовать уроки Рувена Трушина (там же на сайте) на тему Эмуна и еврейские праздники. Лично от себя, как говорится, я в восторге и в воодушевлении.
    Если Вы захотите, я расскажу Вам и о других преинтереснейших и весьма концептуально своевременных подходах к пониманию иудаизма. У меня огромная аудиотека, избранное за несколько лет из всего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Katarzyna!

      Спасибо за столь серьезный и развернутый ответ.

      Я просмотрела кое-что из рекомендованного Вами и поняла, что отпущенное мне время (с учетом возрастных ограничений ментального плана) не позволит мне углубиться в проблему достаточно серьезно. Увы!

      Еще раз спасибо за добрые намерения.

      С уважением, Мария

      Удалить
  4. А я хочу сказать, что эта книга написана не только для особых людей. Она написана для любого человека. И подразумевается, что человек САМ ее будет читать, размышлять (день и ночь) о том, что Б-г рассказал на ее страницах . О том как устроен этот мир на самом деле. О законах, которые он положил на Земле. О том что есть человек на самом деле, а не то как он о себе думает. И все там правда , без прикрас . Рассказывает о Себе . И написана она для того, что бы человек обрел СПАСЕНИЕ .( и умный и глупый) Это то, для чего книга Б-гом задумана. Не бросайте чтение. Пусть пока вы в ужасе от прочитанного, пусть вам пока все не понятно. Наступит время и Б-г будет открывать вам написанное . И ничего не бойтесь. И если, будут очень мучительные , не праздные вопросы у вас - спрашивайте ответа у Б-га. Он живой, Он существует. Он найдет способ как вам ответить.

    ОтветитьУдалить
  5. Просто читайте. Согласитесь, каждый интеллигентный человек должен её прочитать пусть нее для веры, хотя бы для общих знаний. Мне , например, было потом намного интереснее ходить в музеи. Сюжеты картин стали понятнее. Вся литература - это по сути перепевы того или иного сюжета Книги.
    Вы хотите понять , отчего Б-г любит Авраама? Не старайтесь это понять. И , если подумать, разве плохие люди всегда как то наказаны? Да и мы с вами не всегда бываем наказаны за что то плохое.
    И не думайте, что Б-г всегда добр. Он бывает очень суров. Вы это увидите при дальнейшем чтении.
    Вообще книга эта - по сути первая конституция человечества, первый сборник законов, по которому оно стало жить.
    Некоторые законы могут показаться вам несколько устаревшими в наше время, но в те времена они были более чем актуальны.
    Какие то описания могут показаться вам неправдоподобными, но всё имеет своё объяснение. Если у вас возникнут какие то вопросы , буду рада ответить , насколько позволят мои скромные знания.

    ОтветитьУдалить