воскресенье, 6 апреля 2014 г.

МецадА (МасАда)

Моя  московская  знакомая,  Надя Варшавская,  живущая  в  Кармиэле,  пригласила  меня  на  экскурсию  в  Масаду  (древнюю  израильскую  крепость  на   Мертвом море  /ММ/,  павшую  после  долгой  осады  в  неравной  борьбе  с  римлянами  в  первом  веке    н.э.)

Экскурсия  начиналась  в  Кармиэле  в  5  утра.   Приехать  к  этому  времени  из  Маалота  было  нереально,  поэтому  Надя  пригласила  меня  переночевать  у  нее,  благо,  квартирные  условия  позволяют.  В  день  приезда  Надя  прогуляла  меня  по  очень  симпатичному,  почти  дикому  леску  недалеко  от  своего  дома.  Лесок  этот   очень   напоминает  наш,  маалотский,  расположенный  около  озера  Монфорт,  но  в  отличие  от  него  не  превращен  в  помойку.   Ведь  могут  же  израильтяне,  когда  власть в  городе   нормальная!

Был  будний  день,  кроме  нас  там  никто  не  гулял.   И  было  совсем  не  страшно  -  в  отличие  от  московских  Воробьёвых  гор,  где  я  любила  гулять  до  отъезда,  но  всегда  с  опаской  -  психов и  озабоченных   там  хватало.



В  Израиле  сейчас  сезон  цветения  мимозы.  Не  той,  что    привозят  в  Москву  к  женскому  дню  из  Абхазии.   У  этой  совершенно  другие  листья.  Да  и  сами  цветочки-шарики  у  этой   крупнее.   Здесь  это  обычное   дерево,  очень  широко  и   повсеместно  распространенное.   Бывает,  едешь  (или  идешь)  по  сплошному  желтому  коридору.







 В  трещинах  огромных  камней,  куда  нанесло  хоть  немного  земли, как-то  ухитряются  существовать  не  только  мхи  и  травы,  но  даже  и  деревья.    Вот  сюда  когда-то  попало  сосновое  семечко,  и  теперь  там  растет  сосна.   Земли  и  влаги   -  кот  наплакал.   Но  ведь  растет!





Квартира  у  Нади  трехкомнатная,  очень  симпатичная  и  абсолютно  жилая  -  вся   мебель,  нужная  для  жизни  (и  даже  с  некоторым  избытком)  есть.   Есть,  где  гостей  и  принять,  и  спать  уложить.    Не  сравнить  с  моим  сугубо  времяночным  бытом.   Оно  конечно,  площади  у  нас  несравнимые,  но  будь  у  меня  её  квартира,  она  бы  так  и  осталась  полупустой  и  нежилой.    Есть  женщины,  около  которых  непременно  создается  уют.   Но  я  не  из  их  числа.

На  следующий  день,  утром,  мы  вышли  
из  дома  без  четверти  пять,  а  в  пять  нас  забрал  огромный  экскурсионный  автобус,  в  салоне  которого  уже  было  2  человека.   И  вот  только  ради  четверых  экскурсантов  и  приехал  этот  автобус  в  Кармиэль,  на  самый  север  страны.    Далее  наш  путь  лежал  к  Хайфе,  и  по  дороге  мы  останавливались  во  всяких  разных  местах,  подсаживая  то  пару  экскурсантов,  то  небольшую  компанию.   Так,  прямо  за  моим  креслом  оказались  туристы  "из"  Украины.  Какую-то  совершенно  "национальную"  тётю,  говорившую  только  на  "ридной  мове"  сопровождала  уже  обжившаяся  здесь  бабулька,  у  которой  от "мовы"    остались  только  интонации  и  мягкое  "г".   И  когда  её  подопечная  назвала  нашего  водителя  "ивритянином"  (!!!),  та  ее  поправила  "ивритоговорящий".    Но  очень  уж    понравилось  мне   это  словцо  -   "ивритянин".    Надо  будет  взять  на  вооружение.

На  одной  из  остановок  я  вышла  в  туалет,  оставив  на  своем  сиденье  у  окна  свой  рюкзачок.   А  вернувшись,  обнаружила  на  своем  законном,  "насиженном"  месте  огромную  тетку,  занавесившую  свои  наглые  глаза  шляпой  с  полями.   





Это  "чудо  в  перьях"  делало  вид,  что   уже  спит,  а  мой  рюкзачок  сиротливо  стоял  на  сидении  у  прохода.   Я  пожалела  свою  нервную  систему  и  не  стала  качать  права,  но  мне  это  дорого  обошлось,  так  как  я  была  лишена  возможности  снимать  через  стекло,  т.к.  она  перекрыла  мне  весь  обзор,  и  без  того  небогатый.   Зато  сама  она,  как  только  мы  отъехали,  пробудилась  ото  сна,  вытащила  свой  аппарат  и  принялась  щелкать,  совершенно   лишив  меня  доступа  к  стеклу.  
   Ну,  вот  такая  я  слабачка.   
 Зато  на  обратном  пути  я  её  всё  же  опередила  и  не  пустила  к  окну.   Так  она всю  дорогу   почти  лежала  на  мне,  суя  свой  фотоаппарат  прямо  мне  в  лицо.   Но  эти  неприятности  искупались  сознанием  того,  что  мне  удалось-таки  без  скандала  отстоять  свое  место.

Доехав  по  побережью  до  Нетании,    мы  повернули  в  Тель-Авив  и  далее  в  Иерусалим.    Там  нас  поджидал  еще  один  автобус,  привезший  экскурсантов  из  других  частей  Израиля.   Они  пересели  в   наш  автобус,  и  мы  поехали  уже  собственно  на  экскурсию.   Коллектив  нашего  автобуса  хоть  и  ехал  весь  на  ММ,  но  в  разные    места.  И  мы  их  развозили  -  кого-то  на  отдых  и  лечение  в  роскошные  СПА - гостиницы,  кто-то  остался  в  Эйн Геди.


И  только  на  одной  из  этих  промежуточных  остановок  мне  удалось  наконец-то  немножко  поснимать.  

Вот  как  выглядело   ММ  утром.   Как  обычное  пресноводное  озеро.



Белая  полоса,  окаймляющая  берег,  это  не  прибой,  а  соль.   Подходы  к  воде  в  местах,  не  предназначенных  для  купания,  перекрыты  проволочными  заграждениями.



Иорданский  берег  солнцем  не  освещен,  и  цвет  гор  не  виден.    Зато  наша   сторона,  рыжая,  выжженная  солнцем  Иудейская  пустыня,  прекрасно  освещена.





Тут  же  расположился  какой-то  питомничек  кактусов  и  суккулентов  в  горшках.   При  желании  можно  было   прикупить  пустынный  сувенирчик.   Неважно,  что  родина  большинства  растений  -  Новый  свет.   Важно,  что  они  -  аборигены  пустынь.







Своего  рода   мини-оазис  в  пустыне.





И  как  и  везде  в  Израиле,  капельное  орошение,  когда  вода  подводится  к  растениям   по  трубочкам.




Как  ни  засушливы  горы  Иудейской  пустыни,  но  зимой,  бывает,  случаются  ливневые  дожди.   И  эти  воды  скатываются  в  ММ,  прорывая  в  предгорьях  извилистые  и  весьма  живописные  долины - каньоны.    Как  правило  -  сухие.   Но  почва  там  все  же  хранит  влагу.   Именно  в пересохших   речных  долинках - вади  встречается  скудная зеленая  растительность.
Снято  из  автобуса,  на  ходу;  поэтому  передний  план  смазан.







Как   я  уже  сказала,    основная  масса  пассажиров  автобуса  направлялась  именно  в  Масаду.

Для  тех,  кто  не  в  теме.  

 
 Масада,  это  неприступная  крепость,  выстроенная  на  отдельно  стоящей на  берегу  ММ   столовой  (то есть,  с  плоской  вершиной)   горе,  высотой 450 метров.  


Вот  как  она  выглядит  при  подъезде  к  ней.






 Крепость  на  этой  горе    построил  в  25 году  до  н.э.  в  качестве  убежища  для  себя  и  своей  семьи   иудейский  царь   Ирод Великий,  боявшийся,  что  его  убьют.    Крепость  была  совершенно  неприступна,  в  ней  были  заготовлены  неимоверные  запасы  оружия,   продовольствия  и  воды,  чтобы  в  случае  неприятностей  Ироду  со  всей  его  многочисленной  челядью  можно  было  бы  отсидеться там  хоть   до  конца  жизни.   Там  же,  якобы,  хранилась  и  царская  казна.  Но  Ирод   крепостью  не  воспользовался.   Он,  говорят,  там  даже  ни  разу  и  не  был.

Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. . Вершину горы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600 на 300 метров. Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 метров и толщиной около 4 метров, в которых устроены 37 башен. На плато были построены дворцы, синагога, оружейные и  продовольственные  склады, бани по образцу римских  (термы),  ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.
В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода,  синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.   "Сохранились",  это  громко  сказано.   Сохранились  только  фундаменты  и  остатки  стен  (примерно  до  пояса).   Сделаны  какие-то  попытки  достроить  разрушенные  сооружения.   Древнюю,  оригинальную,   часть  и  новодел  разделяет  черная  черта.
В 66 году н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был уничтожен. В 67 году н. э. в Масаде обосновались  сикарии, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну. В 70 году н. э., после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось тысяча человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду ещё три года.
Для  римлян  было  делом  престижа  всё  же  крепость  взять.   Около девяти тысяч рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана. Тараном  была  пробита  стена.  Ночью  защитникам  крепости  удалось  заделать  пробоину  древесиной.  Утром  римляне  подожгли   эту   "заплату",  и  участь Масады была решена.
Согласно книге Иосифа  Флавия  "Иудейская  война", в ночь на 15-ое нисана (первый день праздника Песах)   командующий  крепостью    Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми — предпочесть смерть мучительному и позорному рабству.   Он  уговаривал  их  много  часов  подряд.   И  уговорил.   Вот  его  слова:
«Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться ни римлянам, ни другим властителям, кроме одного только Бога, ибо только Он истинный и справедливый царь над людьми. И вот настало время исполнить наш обет. Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство ещё не угрожало нам такими чудовищными опасностями. Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас. Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми! Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, пленённым внезапно. Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и предоставлено право избрать славную смерть героев — вместе с теми, кто нам дорог. Пусть наши жёны умрут не опозоренными и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость, и что может быть, братья, лучше и дороже почётного савана свободы? Но прежде чем умрём, предадим огню наше имущество и крепость. Я точно знаю: римляне огорчатся, увидев, что не взяли нас живьём и обманулись в своих надеждах поживиться добычей. Только съестные припасы оставим не тронутыми, чтобы они свидетельствовали после нашей смерти, что мы не страдали ни от голода, ни от недостатка воды, но сами предпочли смерть рабству — как и постановили заранее….»
В своём описании Иосиф Флавий ссылается на рассказ двух женщин, которые с пятью детьми укрылись в пещере и поведали римлянам о том, как мужчины убили своих жён и детей, а затем по жребию друг друга.
«…затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя…Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой души, над которой могли бы надругаться римляне. Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти»
Последний из 960 осаждённых поджёг крепость и покончил с собой.
Вот  в  такое-то  "веселенькое"  место  и  привез  нас  экскурсионный  автобус.   Наверх  можно  подняться пешком   по  так  называемой  "змеиной  тропе",  которая  извивается  по  склону,  но  мы  поехали  на  фуникулере.





Вот  она  змеится,  "змеиная  тропа".   А  по  ней  топают  вниз  любители  пеших  трудностей.



Вот  мы  и  приехали.   Взгляд  вниз  с  верхней  площадки  фуникулера.




Здесь  заканчивается  северная  половина  ММ.  Да-да,  ММ  уже  не  является  цельным  и  единым   водоёмом.   Из-за  испарения  влаги  с  самой  поверхности  моря  и  из-за  отбора  пресной  воды  из  Иордана  (на  нужды  орошения)  уровень  воды  в  ММ  понизился  настолько,  что  оно  разделилось  на  две  акватории.   И  из  южной  его  части  воду  отбирают  еще  и   на  производство  всемирно  известной  косметики.

Поскольку  Масада  является  национальной  гордостью  израильтян,  она  и  обихожена  по  наивысшему  разряду.   Там  в  ключевых  точках  расставлены  объёмные  макеты - реконструкции.   Вот  у  самого  первого  макета  -  общего  вида  крепости  -   наш  экскурсовод  сейчас  как  раз  и  вещает.




После  вводной  лекции,  прослушанной  в  теньке,  пошли  мы,  солнцем  палимы.   Хорошо,  там  дул  весьма  бодрящий  весенний  горный  ветерок.   Как  в  этом  месте    будет  летом,  нельзя  себе  и  представить  без  содрогания.










Чёрная  линия  на  стене  показывает  границу  реставрации.



Внизу,  вне  зоны  досягаемости  выложены  какие-то  раскопанные  архитектурные  детали.





А  это  Надя  выходит  из  какого-то  экскурсионного  объекта.







Вот  в  этой  мешанине  камней  были  продовольственные  склады.



На  какую  тему  была  возведена  эта,  явно  внутренняя,  оштукатуренная  стена,  в  памяти  не  сохранилось.   А  идентифицировать  ее  посредством  интернета  как-то  лениво.



Вот  как  выглядит  дворец  Ирода  на  макете.   Этакое  трёхъярусное  сооружение.



А  вот,  что  мы  увидели  при  взгляде  сверху:


 В  принципе,  там  есть  лестница  с  перилами,  по  которой  можно  спуститься  до  самого  нижнего  помещения.   Но  нас  туда  не  повели.   Не  знаю,  много  ли  мы  потеряли.   Ведь  нога  Ирода  там  не  ступала.

Вот  так  видится  с  этой  же  точки  северная  часть  ММ.



А  это  -  взгляд  налево.   Каменоломня,  откуда  брали  камень  для  постройки  зданий  и  самих  стен.



Остатки  какого-то  сооружения  с  остатками  мозаичного  же  пола.






Вот  его  макет  -  реконструкция.   (О,  этот  мальчик  в  красной  майке!  К  любому  макету  ему  надо  было  прикоснуться,  а  то  и  лечь  на  него.   Не  всегда  хватало  терпения  дождаться,  когда  он  отойдет  и  можно  будет  сфотографировать  без  помех.)





А  вот  этот  огромный  оштукатуренный  резервуар  -  он  для  хранения  дождевой  воды



На  этой  стене,  видимо,  были  остатки  настенной  фресковой  росписи.   Её  подновили.





А  это  -  остатки  римских  бань  -  терм.   Торчащие  внизу  мини-колонночки  служили  опорой  для  пола.   А  в  пространстве,  выгороженном  с  их  помощью,  циркулировал  горячий  воздух,  нагревая  пол  этого  зала.



Два  ярких  пятна  на  этом  снимке  -  это  входное  и  выходное  отверстия  топки,  расположенной  за  пределами  помещения.    В  верхнее  по  мере  надобности  забрасывали  дровишки,  а  из  нижнего  горячий  воздух  поступал  в  пространство  под  полом  и  согревал  его.



Вот  в  этом  углу  воссоздан  участок  пола  банного  помещения,  покрытого,  естественно,  мозаикой.



А  снаружи,  при  выходе,  раскопана  сама  топка,  отверстия  которой  мы  и  видели  на  предыдущем  снимке  как  бы  в  ярком  сиянии  бушующего  в  топке  пламени.



Сделала  снимок  исключительно  ради  этих  двух  плиточек  с  лепным  рисунком.   Хотя,  скорее  всего,  они  -  новодел.



Это  еще  одно  из  бесчисленных  хранилищ  для  воды.   Крытое.



И  миква  (ритуальный  бассейн)  рядом  с  ним.



А  на  этом  макете  показана  схема  сбора  дождевой  воды,  выпадавшей  в  окрестных  горах  в  зимнее  время.    Дождевые  потоки  по  системе  каналов  направлялись  в  подземные  хранилища,  из  которых  потом  рабы  по  горной  тропе   перетаскивали  воду  наверх.



Это  -  древнейшая  синагога.   Колонны  служат  для  поддержания  крыши,  а  не  для  украшения.   По  периметру  помещения  -  скамьи.  Синагога  (на  иврите  -  "бейт  кнессет" /дом  собраний/)  и  была  сначала  совсем  не  ритуальным  помещением.





Далее  мы  пошли  уже  на  выход,  и  я  щелкала  все  подряд  уже  без  объяснений.





Да,  вот  здесь  сохранилась  какая-то  византийско-христианская  церквушка



с  мозаичным  полом.




 А  это  -  ваша  покорная  слуга  на  последнем  издыхании  на  выходе  из  крепости.



Экскурсия  заняла  где-то  часа  полтора,  и  осталась  еще  куча  времени.   И  тут  наш  гид  порадовал  нас.   Он,  якобы  внезапно,  (вот  такое  озарение  нашло  на  человека!)  предложил  нам  отдохнуть  в  СПА  Эйн Геди,  где  мы  оставили  часть  народа  из  своего  автобуса.    Сказал,  что,  вообще-то,  нашей  "масадовской"  оплаченной   программой  это  не  предусмотрено,  но  он  попробует  договориться  с  персоналом  СПА,  чтобы  нас  пустили  без  дополнительной  оплаты.   И  (как  ни  странно  :-)) ),  нас  пустили  и  дали  нам  два  часа  на  то,  чтобы   в  порядке  рекламы   приобщиться  к  местным  радостям  в  надежде  на  то,  что  мы  еще  не  один  раз  сюда  приедем  и  друзей  привезем  -  так  нам  понравится.

К  нашим  услугам  были : 6   бассейнов  с  термальной  (38 град)  сероводородной  водой,  большой  пресный  бассейн  с  водой  из  источников  Эйн Геди,  чаны  с  лечебной  грязью,  сероводородный  душ,  чтобы  эту  грязь  с  себя  смыть,  и  огромное  ММ  с  оборудованным  пляжем  (кресла,  зонтики,  пресный  душ).   Эта  развлекуха  на  целый  день  стоит  155  шек,  наши  же  два  часа  обошлись  нам  бесплатно.   Желаюшие  раздеться  могли  воспользоваться  шкафчиками  за  15  шек.    Но  поскольку  о  том,  что  мы  будем  на  пляже,  никто  заранее  мне  не  сказал,  я  поехала  без  купальника  и  без  тапочек.    Соответственно,  шкафчик  мне  не  понадобился.   И  я  ходила  в  зимнем  тренировочном  костюме,  удивляя  местное  голое  население.  

Вот  он,  этот  пресный  бассейн  с  водой  из  источников  Эйн Геди.    Зачем-то  её  покрасили  в  ядовито-голубой  цвет,  что  у  меня  лично  отбило  бы  всю  охоту  в  нее  погружаться, даже  будь  у  меня  купальник.





Вот  в  эти  чаны  обслуга  загружает  добытую  грязь,  а  население  разбавляет  ее  водичкой  и  мажет  друг  друга  или  только  себя  лично.

Вообще-то  грязь  помогает  только  от  кожных  болячек.   Но  отчего  же  не  намазаться,  коли  денюшка  все  равно  уплОчена?



Затем  народ,  стоя  или  сидя,  высыхает  на  солнышке  и  идет  под  серо-водородные  струи  смывать  с  себя  эту  радость.    Кого  напрягает  запах,  делает  это  под  пресным  душем.   Но  если  сероводородка  здесь  дармовая  (источники  же!),  то  она  и  хлещет  бесконтрольно.



  А  пресная  водичка  ценится  куда  больше,  и  чтобы  ею  облиться,  надо  дернуть  за  веревочку.

После  принятия  основных  процедур  народ  хочет  искупаться  в  ММ,  чтобы  самолично  убедиться,  что  утонуть  в  нем  не  получится.    Когда  этот  оздоровительный  объект  строили,  он  был  на  самом  берегу.   Но  ММ  высыхает.   И  теперь  до  его  побережья  идти  и  идти.    Но  здесь  место  культурное,  поэтому  до  кромки  воды  тебя  доставляет  трехвагонный   трамвайчик,  который  раз  в  15  минут  везёт страждущий   народ  туда  и  забирает  обратно  насытившихся.



Вот  как  выглядит  побережье.


Белое  слева  -  это  соль.   Вот  так  она  выглядит,  если  присмотреться.


Поскольку хождение  по  водам   купание  мне  ни  в  каком  виде   не  светило,  я  решила  хоть  водички  с  собой  набрать.   Разулась  и  пошла  к  воде  с  бутылкой.    И  поняла,  что  вода  эта  мне  дорого  обойдется.   Я  ж  была  босая,  без  тапочек,  то есть,  без  подошв.  А  идти  надо  было  по  ОЧЕНЬ  неровной  почве.   Ну,  если  и  не  по  остриям  гвоздей,  то  уж  по  их  шляпкам  -  точно.    А  лапки  у  меня  нежные.    Вот  была  мука,  так  мука.   Не  один  раз  я  малодушно  хотела  плюнуть  на  все  и  повернуть  назад.   Но  почему-то  все  шла  и  шла.    И  набрала.   (Хотя,  на  кой  леший  она  мне  нужна,  вода  эта,  я  так  и  не  поняла.)
Потом  был  такой  же  крестный  путь  обратно.   А  потом  еще  один  переход  -  к  пресному  душу,  где  можно  было  помыть  ноги.   Дурацкий,  абсолютно  бессмысленный  подвиг.

Совершив  его,  я  вернулась  к  грязевым  котлам,  набрала  еще  зачем-то и   грязи  в  коробочку,  и  направилась  к  автобусу,  чтобы  ехать   домой,  полюбовавшись  на  закуску  местными  деревьями  и  цветочками.


А  вот  на  чем  эти  цветочки  растут.  Нарочно  не  придумаешь  такое  дерево.



А  этот  кустарничек  понаряднее  будет.





К  этим  кустикам  я  шла  в  надежде  увидеть  какое-то  новое  растение.  А  оказалось,  что  это  всё  та  же  повсеместная  бугенвиллея,  только  в  карликовом  исполнении.



Сняла  на  прощанье  Иудейские  горы.  Широкая  горизонтальная  полоса  с  вертикальными  насечками,  проходящая  посередине  снимка,  это  и  есть древний   берег  ММ.   По  его  высоте  можно  судить,  что  уровень  долго  был  относительно  стабилен.   Вода  уходила  медленно,  успевая  за  тысячелетия  обработать  береговые  скалы  до  вертикальности.  И  только  когда  хозяйственная  деятельность  человека  ускорила  понижение  уровня,  вертикальный  откос  сменился  пологим  спуском.    Далеконько  же  отошла  с  тех  пор  вода.



  Сделав  этот  прощальный  снимок,  я  с  чувством  перевыполненного  долга  загрузилась  в  автобус  (опередив  "чудо  в  перьях")  и  поехала  домой,  делая  иногда  снимки  в  сторону  ММ.    Виды  открывались  один  лучше  другого,  но  смазанный  из-за  движения  передний  план  испортил  большинство  из  них.


















Итак,  подбивая  бабки. 
Выехали  в  обратный  путь    мы  где-то  часа  в  4  вечера.   Казалось  бы,  (исходя  из   километража),  часов  в  7-8  мы  должны  были  уже  быть  дома.   Но  это  была  развозка  народа  по  всему  Израилю.   Дома  (у  Нади,  в  Кармиэле)  мы  появились  только  в  начале  одиннадцатого  ночи.


То  есть,  чисто  экскурсионное  время  не  превысило  4-х  часов:  полтора  часа  в  Масаде  и  чуть  более  двух  в  Эйн Геди.   Вся  же  экскурсия  длилась  17 (!!!)  часов.   То есть,  КПД  (коэффициент  полезного  действия)  -  менее  25-ти  процентов.   ¾  времени  потрачено  вхолостую  -  на  сборы  и  развозки.    Вот  что  такое  экскурсия,  организуемая  большой  всеизраильской  турфирмой  METROCLUB.   И  я  теперь  100  раз  подумаю,  пользоваться  ли  её  услугами.    Наверно,  надо  ездить  самой.   Ну,  только  разве  что  если   до  места  назначения  никакой  рейсовый  транспорт  не  ходит.   И  даже  такси.

Переночевав  у  Нади,  мы  пошли  утром  по  Кармиэлю   догуливать.   Пересекли  главную  улицу  и  углубились  в  парк.   Все  было  как-то  смутно  знакомо.   И  наконец  я  поняла,  что  я  здесь  уже  ходила,  но  в  обратном  направлении.     Но  все  равно,  погуляла  с  удовольствием.  В  хорошее  место  можно  ходить  по  многу  раз.   Тем  более,  что  Надя  знала  тут  всё  досконально  и  показала  мне  несколько  совершенно  незнакомых  уголков,  куда  я  раньше  не  забредала.



Как  всегда,  порадовали  цветочки,  какие  в  Маалоте  мне  не  встречались.









Вот  такая  вьющаяся  роза.









И  целые  лужайки  махровых  каланитов.











Умилили  какие-то  низенькие,  почти  почвопокровные  неведомые  растения,  все  в  пушистых  семенных  коробочках.



Ухоженные  аллеи  огорожены  крупными  камнями.



В  этом  камне,  похожем  на  голову  обезьяны,  достаточно  было  только  выделать  ухо.



А  эта  рука  отлита  из  бронзы.  Обычно  народ  фотографируется,  забравшись  в  ладонь.   Но  после  дождей  люди  туда  на  обуви   натащили  грязи,  и  я  не  рискнула.   Ну,  хоть  рядом.



Аллейки,  аллейки...















И  рукотворный  водопад.



С  растущим  рядом  настоящим  нильским  папирусом.









И  совсем  уже  около  Надиного  дома  нам  встретился  совершенно  невероятный  заборный  "вьюн".   Видела  такой  впервые  в  жизни.   Цветищи  размером  в  ладонь.





И  на  прщание  не  могла  еще  раз  не  щелкнуть  это  дерево,  встречающееся  очень  часто.  Но  уж  больно  пышно  цвело.



В  общем,  как  ни  крути,  а  Кармиэль  куда  симпатичнее  и  разнообразнее  карманного  Маалотика.   Надоевшего   мне,  кстати  сказать,  уже  до  тошноты.
И  если  бы  не  .....,  то  я  бы  прямо  завтра  ......

Но  -  всё  непросто.
======================
PS
На  обратном  пути  с  Масады,  где-то  в  районе  Хайфы,  аж  вздрогнула,  уткнувшись  взглядом   в  светящуюся  рекламу  на  чистом  русском:  "Целебные  подушки  с  наполнением  из  гречневой  лузги".
Ну,  нет  спасения  от  родины.   Нигде.

9 комментариев:

  1. В СПА народу , как я поняла, было мало?
    А мы были в августе. И это был ужас.
    Я уже вам , кажется, об этом писала.
    Туристы из бывшего Союза с водкой.
    Да и местных много. Музыка страшно гремела. В ваннах не было вообще места. А трамвайчик до ММ брали с боем, совсем как Павка Корчагин влезал в вагон поезда.
    А обратно уже и не брали. Шли пешком.
    А дама в перьях мне будто знакома. В нашем городе олимы такие. Они же на экскурсии едут. И постоянно пихаются в автобусах. И опаздывают после привалов. И требуют от гида ехать на рынки , а не в музеи (и такое бывало).
    А на Север едешь - так на саму экскурсию остается очень мало времени. И дело не только во времени на дорогу. Однажды вместо Рош Пины поехали в какой то мошав, смотреть там нечего было, но проторчали долго.
    А в Акко тоже много не показали, и в Хайфе тоже.
    Помню, в Хайфе пару слов сказали и говорят, мол, смотрите Сады сами и любуйтесь.
    А рядом экскурсия для англичан. А им рассказывают , и рассказывают.....
    В общем так как то.

    ОтветитьУдалить
  2. Мария Борисовна, спасибо за возможность пройтись с вами по любимым местам - очень люблю и Масаду, и Кармиэль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, если понравилось.
      У меня же от Масады осталось тяжкое впечатление.
      Столько крови было пролито на этом пятачке.
      Да, собственно, весь Израиль стоит на тысячелетней крови. И я как-то болезненно это ощущаю.
      В Сибирь надо ехать, в глухомань. Но годы уже не те.

      Удалить
    2. Не, там Сиблаг был.
      И на Урале печально по этой части. До сих пор расхлебываем.

      Удалить
    3. Ну, Сибирь большая, её Сиблагом не закроешь.
      Думаю, там еще остались места, где если и есть следы чьей-то хозяйственной деятельности, то разве лишь белок да бурундуков.
      Правда, там свои трудности, и мне их уже не одолеть.
      Разве только податься к Агафье Лыковой в соседи.

      Удалить
  3. А на Земле не осталось места , где не было бы следов деятельности. Ни мирной, ни военной.
    Да и за Агафьей Лыковой тянется "хвост", если не её, то её родителей.

    ОтветитьУдалить
  4. Маша, я вам всегда говорила, что в кармиэле жить приятнее :).

    ОтветитьУдалить
  5. Мне уже не о житье надо думать, а о дожитии. Хостель или бейт-авот. И это точно не Кармиэль - знаю пару, которую ваш город долго мурыжил и прислал именно в наш хостель, несмотря на огромный свой комплекс для старичков.

    ОтветитьУдалить