воскресенье, 18 мая 2014 г.

Поездка в Хайфу

В  минувший  шаббат  наших  маалотских  старичков  организованно  возили  на  экскурсию   в   Хайфу.   Я  в  Хайфе  до  тех  пор  бывала  только  проездом,  вокзально.    И  каждый  раз  смотрела  на  этот  огромный  город  на  горе   с  неким  предвкушением  -  вот  соберусь  и  поеду  его  смотреть.    Так  что,  можно  понять,  как  я  обрадовалась  известию,  что  самоорганизовываться  не  придется  -  привезут  и  всё  покажут.

И  надо  же  было  случиться  такому  невероятному  облому  -  Хайфу-то  нам  и  не  показали!    Нас  завезли  в  туалет  у  подножья  Бахайских  садов,  и  пока  народ  оправлялся  после  долгого  пути,  я  смогла  немного  поснимать.

Если  оглянуться  назад,  можно  в  конце  улицы  увидеть   порт  с  кусочком  моря.



А  впереди  по  курсу  следования  -  знаменитые  Бахайские  сады  с  храмом  наверху.



И  кошке  ясно  было,  что  автобус  наш  вверх  по  этим  ступенькам  не  полезет.   Поэтому  я  просто  поснимала  их  снизу,  подходя  все  ближе


или    используя  возможности  фотоаппарата.


Дальше  нас  долго  везли  по  серпантинам  улиц,  рассказывая  на  ходу  историю    проезжаемых  мест,  начиная  с  древних  финикийцев   -   кто  туда  пришел  первым  и  когда  это  было,  кто  этого  первого  пришедшего  с  насиженного  места  согнал,  накостыляв  при  этом  по  шее.     Мелькали  знакомые  и  не  очень  слова,  но  в  памяти  не  оставалось  ничего.    "Посмотрите  направо,  посмотрите  налево",  а  окна  в  автобусе  полузанавешены  от  солнца,  да  и  сидела  я  не  у  окошка.    Больше  всего  хотелось,  чтобы  экскурсоводша  просто   заткнулась  и  не  мешала  хотя  бы  подремать.

Но    вот  автобус  остановился  в  районе  Кабабир  около  Ахмадийской  мечети,  и  нас  выпустили.    От  автобуса  эту  мечеть,  якобы,  самую  красивую  в  Хайфе,  можно  было  снять  только  против  солнца.   И  в  этом  что-то  было.


А  вот  её  фото  из  Интернета.

Мечеть Ахмадия. Хайфа

Видно,  как  высоки  и  стройны  минареты.   Но  во  дворике  мечети  так  тесно,  что  снять  её  целиком  и  в  правильных  пропорциях  практически  невозможно.    Высота  минаретов  при  взгляде  снизу  вверх  как  бы  скрадывается,  они  выглядят  более  коренастыми  что  ли.   Но  в  этом  есть  своя  прелесть.


Мечеть  принадлежит  мусульманской  Ахмадийской общине, компактно  проживающей в районе Кабабир и исповедующей  мирное  ответвление  ислама.    Их  девиз  - "В религии нет принуждения".   Они   (в  отличие  от  других  мусульман  -  которых  мы  только  и  знаем,  как  мусульман  вообще)  решительно отвергают насилие и терроризм любой формы и по любой причине.
Нас  посадили  в  лекционном  зале,   и  очень  современного  вида  молодой  человек  в  феске,  оказавшийся,  как  ни  странно,  "в  чине"   имама,  прочел  нам  примерно  часовую  лекцию   о  своей  религии.    Сначала  мне  было  невыразимо  скучно,  я  религию  в  любом  виде  просто  не  принимаю.   Все  они   (на  мой,  не  особо,  правда,  просвещенный  взгляд)  корыстны,  стараются  смешать  человека  с  грязью,   повязать  страхом,  принизить  и  в  результате  поработить  его.   Но  этот  юноша - имам  говорил  такие  вещи,  что  постепенно  я  прониклась  настолько,  что  даже  зауважала  и   его  религию,  и  ее  адептов.  Причем,  настолько,   что  возникни  у  меня  вдруг  насущная  потребность  в  религии,  я  пришла  бы   только  к  ним.    Я  бы  и  сейчас  пришла,  живи  я  в  Хайфе.    Но  не  за  помощью  себе,  а  чтобы  лично  проверить,  правду  ли  сказал  имам.  

В  мечети  можно  было  взять  и  брошюрку  об  этой  религии.  Причем,  даже  на  русском.   Я  взяла  и  с  интересом  пролистала  её.   Изложенное  там   настолько  разнится  с  каноническими  представлениями   (в  то  же  время  как  бы  опираясь  на  них),  что  выглядит  параллельной  фантастической  версией  уже  прочитанного  религиозного  детектива.   Впервые  мне  стало  интересно  хоть  что-то,  связанное  с  религией.  
Например,  ахмадиты  имеют  своё  представление  и  о  Христе,  отличное  от  общепринятого.   По  их  версии   Христос,  якобы,  на  кресте  не  умер,  а  был  в  глубоком  обмороке.   Настолько  глубоком,  что  не  отреагировал  на  проверочный  удар  копьем.    И  именно  то,  что  из  раны  при  этом  полилась  кровь,  как  раз  и  свидетельствует  о  том,  что  он  был  жив   (из  трупа  кровь  не  течет).  

Когда  ученики  принесли  его  в  пещеру,  он  в  течение  3-х  дней  приходил  в  себя,  а  затем  тайно  отправился  в  Галилею.  И  там  подумали,  что  он  воскрес.    Как  бы  то  ни  было,  но  для  меня  всегда  более  убедительной  кажется  та  версия,  в  которой  отсутствуют  чудеса   (в  частности,  воскресение).
Потом  он,  якобы,   бежал  от  не  поверивших  в  него  иудеев  на  восток,  в  Азию  и,  проповедуя,  дошел  аж  до  Индии,  где  был  принят  за    предсказанное  когда-то  воплощение  Будды  в  виде  белого  человека.     В  общем,  брошюрка  неординарна   и  даже  интересна.
Вот  он,  этот  имам,  в  феске  и  в  полосатенькой,  вполне  светской  футболочке.  Читает  нам  лекцию,  а  гидша  (справа)   -  переводит.

После  лекции  нам  показали  молельный  зал,  куда  не  смеет  ступить  обутая  нога.


Каждому  молящемуся  как  бы  выделен  индивидуальный  коврик,  на  котором  можно  пасть  ниц,  как  это  и  предусмотрено  обрядом.

 «Любовь ко всем –  ненависть ни к кому»  -  вот   девиз Ахмадийской Мусульманской общины.    И  это  (меня  лично)   в  какой-то  мере  примирило  с  такой  необычной  ветвью  ислама.

Потом  нас  повезли  в  Хайфский  Университет.    Вернее  -  в  его  музей,  носящий  имя   Гехта,  мецената  и  дарителя.

Я  думала,  это  будет  скучно.   Но,  попав  туда,  я  оценила  увиденное.   Во  мне,  человеке  мастеровом,  ремесленном,  чем  только  не  успевшем  позаниматься  за  свою  жизнь,  проснулся  былой  интерес  к  тому,  что  сделано  руками  человека.    Я  как  увидела  витрины  и  выкладки  с  вырытой  из  земли  стариной,  так  и  пропала.    Мне  хотелось  бесконечно  стоять  у  каждой  витрины,  любовно  переводя  взгляд  с  артефакта  на  артефакт.

Я  безнадежно  отбилась   от  нашей  лихой  экскурсоводши  и  потому  не  почерпнула  из  ее  лекции  никакой  пользы,  которая,  несомненно,  наличествовала.    Но  я  была  совершенно  не  в  состоянии  оторваться  от  витрин,  чтобы  следовать  за  нею.   И  только  "очень  потом"  я  подумала  -  чтО  же  это  я,  дура,  делаю.    И  текста  экскурсии  не  услышу,  и  экспозицию  толком  посмотреть  не  успею,  так  как  её  надо  не  смотреть,  а  рассматривать,  а  времени  на  это  нет  совсем.

И  тогда  я  решила,  что   надо  хотя  бы   по  возможности  постараться   все  заснять,  а  любоваться  и  рассматривать  уже  дома.    И  я   стала   быстро-быстро    щелкать  всё подряд   без  особого  разбора.   Что-то  оказалось  не  в  фокусе,  что-то  в  повторе,  а  что-то,  я  думаю,  я  и  вообще  второпях  не  сняла.    И  поняла,  что  в  музей  надо  будет  ехать  еще  раз,  уже  специально  и  на  весь  день.

А  пока  выложу  то,  что  снять  всё  же  удалось.    Но  эти  картинки,  думаю,  будут    значимы   исключительно  для  меня.   Всем  остальным,  не  настолько   чокнутым,  будет  откровенно  скучно.    Так  что,  заранее   -   миль  пардон.    Пролистните  и  не  мучайтесь.

Вот  это  явно  что-то  египетское.


Похоже   на  саркофаги.



А  это  удивительно  хорошо  сохранившийся  мраморный  орнамент.


А  также    и  не  очень  хорошо  сохранившийся,  но  графически  более  интересный.


И  доисторические  изображения  свастики,  незаслуженно  опозоренной   потом  безумным  Адольфом.



А  это  уже  явно  иудейская  тематика.



Глиняные  сосуды  самого  разнообразного  назначения.   Некоторые  в  таком  состоянии,  что  хоть  бери  и  пользуйся.


Ну  -  и  дальше  галопом  по  витринам,  не  особенно  уточняя,  что  и  как.



А  вот  это  -  почти  родное.    Я  в  свое  время  тоже  занималась  глиной.   И  бусы  делала.    Только  из  красной  глины.


А  это  уже  стекло.   Осколки  такого  радужного  от  времени  стекла  мне  случалось  находить  в  Крыму.



Не  устаю  поражаться  степени  профессионализма  древних  мастеров.    Даже  при  нынешних  технологиях  сделать  подобные  сосуды  непросто.


Глина?   Камень?    Я  так  и  не  поняла,  а  читать  было  некогда.


Всадники  чем-то   напоминают  нерасписанную  дымковскую  игрушку.


Никогда  не  могла  понять,  зачем  древние  мастера  делали  сосуды  с  острым  или  округлым  дном,  которые  не  могут  стоять  "без  костылей".   Понятно,  когда  это  большие  ёмкости  для  того  же  вина,  закапываемые  в  землю.   Так  из  них  проще  выбрать  содержимое  до  последней  капли.   Но  ведь  и  маленькие  остродонными  делали.   Зачем,  если  их  можно  перевернуть  в  руках   и  вылить  из  них  все?


Красивая  тетенька  в  белом.   Только  носик  у  нее  не  женский.


Похоже  на  театральную  маску.   И  дырочка  есть,  чтобы  к  голове  привязать.


Богинька  с  крылышками.


Это  -   явно  сосуд  для  чего-то.


Поразили  эти  древние  сандалики.   Ну  для  очень  изящной,  узкой  ножки.


Это  древние  светильники.   В  среднюю  дырочку  наливали  масло,  в  дырочку  носика  выпускали  фитилёк.


А  это  -  оссуарии,  ящики  для  хранения  костей  предков.   Покойников   выкладывали  в  склепе  на  год,  а  потом  собирали  оставшиеся  косточки  и  хранили  в  этих  именных   красиво  орнаментированных   ящичках.


Ну,  и  снова  всякая  мелочь.


Осталось  неясным,  зачем  нужны  были  такие  крохотные  кувшинчики.    Может,  для  благовоний?


И  опять  горшки  с  острым  донышком,  но  уже  покрупнее.    И  для  чего  нужен  горшок,  который  сам  стоять  не  может?    Искала  ответ  в  интернете,  но  так  и  не  нашла.


Снова  лошадиная  тематика.



А  это  уже  металл.   И  что-то  есть  в  этих  фигурках  древне-шумерско-вавилонско-египетское   (в  моем  примитивно-школьном  еще  представлении).


А это  уже  пошла  бронза  -  ножи,  наконечники  стрел,  серпы.


Назначение  этих  вещиц  непонятно,  но  происхождение  явно  египетское.


Поражает  сохранность   -   ведь  не  из  осколочков  собрано!


Но  больше  всех  мне  понравился   этот  сосуд  в  виде  птички  с  поворачивающейся  головой.    Что  туда  клали?


А  это  поднятая  со  дна  моря  затонувшая  древняя  лодка   (говорят,  финикийская).   


Конечно,  это  реконструкция.   Но  из  нее  ясно  устройство  примитивного  ткацкого  станка.   Ткачеством  я  тоже  когда-то  занималась  и  примерно  на  том  же  уровне  оснащения.


Ракушки,   обработанные  полудрагоценные  камни,  бронза...


Снова  светильники.


И  монеты.


Изображение  беременной  женщины  встретилось  мне  впервые.    А  я  за  свою  жизнь  пролистала  немало  книжек  о  всяких  древностях.   Видимо,  эта  тема  не  считалась  достойной  изображения.


Тётеньки,  девушки...    И  все  с  закрытыми  глазами.    Неживые?


Господи,  как  хотелось  бы  выкопать  из  земли  хоть  одну  такую  посудинку.    Но  знаменательно  уже  и  то,  что  в  израильских  древних  местах  ходишь  по  тысячелетним  черепкам.   И  никому  не  приходит  в  голову  прихватить  их  в  качестве  сувенира.   Кроме  меня,  разумеется.    Но  их  не  стало  меньше.     Интересно  -  почему  их  за  столько  лет  не  растащили  подчистую?    По  причине  законопослушности  или  от  равнодушия?



Рельефное  панно.


Стекло.    Узорное.


Египет?


И  вот  опять  пошли  монеты.   Это  -  явно  древняя  копилка.   Судя  по   прорези  для  монет.


А  в  этом  горшочке,  скорее  всего,  был  закопан  клад.   Да  так  хозяином  и  не  выкопан.    Достался  археологам.


Это  -  клад  аж  золотых  монет.    Посетители  разошлись  во  мнениях  -  кто-то  считал,  что  монеты  настоящие.   А  другие  утверждали,  что  это  наверняка  имитация,  муляж,  так  сказать.    И  даже  не  золото  вовсе.


И  еще  один  клад.   Уже  в  медном  сосуде  был  запрятан.


И  снова  светильники,    красивые,  узорные.   Большей  частью  -  побитые.   Когда  все  склеено  из  осколочков,  это  вызывает   как-то  больше  доверия  в  смысле  подлинности.    У  меня  лично   -   уж  точно.



Похоже  на  древнегреческую  расписную  керамику.


А  смысла  и  назначения  вот  этого  зажмуренного  мужичка  с  какой-то  почти  женской  грудью  я  так  и  не  поняла.


И  этого  сосуда  тоже.


А   это  уже  эпоха  бронзы.


Янтарь.



Снова  античность.


Я  так  и  не  поняла,  что  именно  делают  эти  трое.


Фрагменты  мозаичных  полов  великолепной  сохранности.



Там  есть  и  небольшой  художественный  раздельчик.   Живопись,  графика.    Есть  и  известные  имена  -    К. Писсарро, А. Модильяни, Х. Сутин, И. Левитан и другие.    Но  меня  лично  ничто  особо  не  впечатлило.    Москвичи  в  этом  смысле  -  народ  избалованный..




  Вот  Модильяни.


                    Сутин.





Зачем  здесь,  на  поединке  шахматистов,   Врубелевский  Демон?


Молодой  Эйнштейн.


Не  очень  молодой  Фрейд.


Оба  портрета  Германа  Струка.

Панорама  города  Писсарро.


После  музея  нас  завезли  в  какое-то  местечко  со  столами  для  пикников,  чтобы  каждый  подкрепился  тем,  что  взял  из  дома.   А  затем  экскурсия  продолжилась.   Вот  фрагмент  древней  маслодавильни  прямо  на  открытом  воздухе.    В  цилиндрическое  отверстия  помещали  измельченные  оливки,  а  сверху  опускали  каменный  груз,  что  стоит  слева.



Затем  нас  повезли  в  друзскую  деревню.  Друзы  -  ответвление  от  ислама,  но  весьма  своеобразное.   У друзов принадлежность к их религии и происхождение сливаются воедино — друзом  считается  только  тот, чьи родители являются друзами. Выйти  из  своей  веры друз не может,  равно  как не может перейти в друзскую веру чужак, даже если  он этого очень сильно захочет.    Если  друз  женится  не  на  друзке,  он  перестает  быть  друзом.   И  дети  его,  рожденные  в  этом  браке,  друзами  не  будут.

Символ друзов - пятиконечная звезда с лучами разного цвета.

символ друзов - звезда



 Священный день для друзов —четверг (а у мусульман, как известно, это пятница). Друзам запрещено курить, пить алкоголь и употреблять в пищу свинину. 

Друзы Израиля являются полноправными гражданами страны и с 1961 года считаются самостоятельной национальностью. Представители сообщества друзов присутствуют в Кнессете. Хотя друзы, как и арабы, могли быть освобождены от обязательной службы в  Армии обороны Израиля, друзские старейшины решили, что мужчины их народа должны служить в израильской армии. Друзы участвовали на стороне израильтян во всех войнах, которые вел независимый Израиль.   Друзы  живут  замкнуто  и  по  своим  законам,  но  крайне  лояльны  по  отношению  к  государству,  на  территории  которого  живут.   Они  считают   своим  долгом  подчиняться  законам  приютившего  их  государства.   
Вот  такой  достойный  всяческого  уважения  и  очень  интересный  народ.

Друзскую  деревню  возле  Хайфы  можно  назвать  "деревней"  с  очень  большой  (для  российского  менталитета)  натяжкой.    Это  маленький  одно- двухэтажный  городок  с  домами,  оснащенными  всеми  городскими  удобствами.





Не  удержалась,  вошла  в  чужой  дворик,  чтобы  снять  чудовищных  размеров  (по  московским  понятиям)  цветущий  амариллис.



Дровишки,  заботливо  прикупленные  для  будущей  зимы.



А  вот  это  полуразрушенное,  заросшее  сорной  травой  здание  -  бывшая  христианская   церковь.   По  назначению   не  используется,  но  никем  не  сносится  и  не  захватывается  -  частная  собственность  священна.




Дома  украшают  цветы  -  в  ящиках,  в  горшках,  в  кашпо...


А  вот  из  этого  двора  несся  разноголосый  птичий  гомон.  Видимо,  там  живет  любитель.   Мне  понравились  целующиеся  зелёные  попугаи  в  нижней  клетке.


Вот  рядом  с  мусорным  баком  висит  сумка  с  чем-то.    Скорее  всего,  там  хлеб,  выкинуть  который  в  помойку  у  кого-то  рука  не  поднялась.    Найдется  ли  для  этого  пакета  новый  хозяин?     В  Маалоте,  как  правило,  не  находится,  сумки  висят  по  нескольку  дней.    Может,  тут  живет  народ  победнее?


А  вот  наша  группа  спускается  в  некий  друзский  подвальчик.


Это  оказалась  древняя  маслодавильня,  расположенная  в  естественной  пещере.
Процесс  отжима  масла  был  такой.   Собранные  оливки  насыпали  в  каменную  неглубокую  чашу,  по  которой  катили  затем  тяжелый  каменный  жёрнов,  давя  ягоды.



Раздавленную  мезгу  перекладывали  в  плоские  корзины  и  ставили  их  одну  на  другую  под  пресс.

                      

Вот  наша  экскурсоводша  с  помощью  двух  друзок  рассказывает  и  показывает  нам  всю  древнюю  технологию.



После  маслодавильни  нас  повели  в  другое  место,  а  я  снимала  по  пути  друзские  дома.



Квартиры  у  друзов  большие,  многокомнатные.    Я  попыталась  контрабандой  снять  внутреннее  помещение,  пока  никто  не  прогнал,  но  далеко  пройти  все  же  побоялась.


Вот  такой  уютный  каменный  домик  с  некоторым  подобием  дворика   -   диванчик,  стол,  кресла..   Думаю,  посидеть  здесь  вечером  не  так  уж  и  плохо.


А  потом  нас  привели  в  маленький  друзский  магазинчик,  где  попутно  была  и  экспозиция  друзского  быта  с  манекенами  для  полной  достоверности.    В  самых  разных  жизненных  ситуациях.   Девушка  справа  перетирает  ручным  жерновом  пшеницу  в  муку


А  эта,  повидимому,  готовит  тесто  для  лепешек.


Это  -  кухонный  уголок.


А  это  -  ремесленный.   Можешь  шить,  можешь  ткать,  можешь  делать  круглые  циновки.   Или  вышивать.


Это,  очевидно,  детская.


Это  -  гостиная.    Можно  сидеть  на  диванчике.   А  можно  и   на  полу.   Спали  тоже  на  полу.


Вот  семейная  фотография.


А  это  -  флажок  с  национальной  расцветкой,  выполненный  в  лоскутной  технике.


Когда  мы  туда  пришли,  там  были  расставлены  стулья,  и  одна  из  женщин-друзок   прочитала  нам  длинную  лекцию  про  быт  и  обычаи  друзов.   А  потом,  поскольку  всё-таки  это  был  магазин,  стала  рекламировать  свою  продукцию.   В  частности,  какой-то  уникальный  напиток  на  шести  травах,  который,  якобы,  творит  чудеса  в  отношении  потенции.   Тут  же  вынесли  подносики  с  бумажными  мини-стаканчиками,  устроили,  так  сказать,  дегустацию.    Гадость  была  отменная,  я  долго  искала,  куда  вылить  содержимое   -   возвращать  стаканчик  полным  мне  было  неудобно.   Но  кругом   было  так  чистенько,  что  пришлось,  давясь,  кое-как  допить.    Но   старперы  наши  потом  скупили  все  пузырьки,  что  были.   Сексуально,  так  сказать,    озабоченные.


После  магазинчика  нас  повезли  к  какому-то  монастырю,  с  обзорной  площадки  которого  открываются  потрясающие  виды  на  окружающие  долины  с  полями  и  кладбищами.





Но   меня  куда  больше  заинтересовали  растущие  там  и   цветущие  кактусы  и  суккуленты.



Самый  заурядный  московский  обитатель  подоконников   -   эхинопсис.    Если  и  порадует  любителя,  то  единственным  долгожданным  цветочком.   А  тут  цветет,  как  бешеный.






А  этот  монстрозный  цереус  и  без  цветов  прекрасен.


А  в  честь  того,  что  на  этом,  якобы,   месте  Илья-пророк  победил  жреца  языческого  Ваала,  поставлен  грандиозный  памятник.


На  этом  наша  экскурсия  закончилась,  и  нас  довольно  быстро  привезли  домой.    Еще  не  было  и  пяти  вечера,  солнышко  сияло.    И  я,  идя  домой,  не  могла  не  поснимать  по  пути  всё,  что  цвело.
Ну,  кактус-опунцию,  по-моему,  знают  все.   Это  такие  плоские  лепешки  с  жуткими,  легко  обламывающимися  колючками.    И  вот  эта  зловредная  гадость  потрясающе красиво  и  обильно   цветет.   Снимая  её  предельно  осторожно,  я  все  же  где-то  потеряла  бдительность  и  задела  ее  брюками.     Я  еле  дошла  до  дома,  а  потом  почти  час    вытаскивала  пинцетом  колючки  из  злополучных  штанцов.




Кактусы,  фикусы,  розетки  суккулентов...    Весь  мой  бывший   московский  подоконник  в  одной  куче.


Цветение  суккулентных  розеток.



Они  и  сами  не  хуже  цветов.


А  это  цветет  жакаранда.  Дерево  такое,  родом  из  Южной  Америки  и  стран  Карибского  бассейна.


И  тут  же  висят  неопавшие  коробочки  прошлогодних  плодов.


Вот  такие  граммофончики  цветов,  если  приглядеться.



А  это  местный  вьюнок  -  пассифлора.


В  Маалоте  она  встречается  часто  в  качестве  живых  изгородей,  но  цветы  у  местного  сорта  не  особо  красивые.

21 комментарий:

  1. По-любому надо. И мне тоже.
    Причем, как впервые. На дурачка не получилось.
    Съезжу - доложу.

    ОтветитьУдалить
  2. А что это вы, собственно, пишете, что Хайфу не увидели? Еще как увидели, причем самое лучшее! А что такое, вы думаете, Хайфа? Там полно унылых кварталов, чай не Иерусалим. Вот на горе хорошо, и виды с горы - тоже отличные.
    Вообще, экскурсия, насколько могу судить, получилась у вас интересная и разнообразная.
    Музей Гехта и правда хорош (еще здорово, что он бесплатный! вот только работает по сложному графику, это минус). Спасибо вам, что вы так много засняли - хотя явно не все! Я помню, меня там в археологии еще многие другие вещи потрясли. То, о чем вы пишете "похоже на саркофаги" - это, действительно, ханаанские гробницы. Про живопись - сфотографированный вами портрет Модильяни на самом деле двойной, по бедности художник нарисовал с другой стороны холста еще один женский портрет, и в Музее Гехта можно увидеть оба! Но второй в итоге верх ногами, что поделать...
    Еще поправка: Илья-пророк победил не жрецА, а жрецОВ Ваала. Победил он их в честном состязании на тему "кто вызовет огонь с неба". А уж потом, когда у них ничего не получилось, Илия их и правда заколол - но с согласия народа.
    А пассифлора лично меня почему-то очень трогает. Я ее впервые в Израиле увидела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, вы меня радуете. Если в Хайфе и на самом деле смотреть больше нечего, то это просто здорово. Мне совсем неохота тащиться туда дежурно, уже "для галочки". Но в музей Гехта я поеду еще раз, уже на целый день. И досмотрю, и доснимаю.
      За уточнение по Модильяни спасибо. Я видела оба портрета и оба сняла. Но тот, что вверх тормашками, меня не впечатлил и я его показывать в блоге не стала. Но я не поняла, что оба нарисованы на одном холсте.
      Как человек, чокнутый на цветах. пассифлору я знаю и люблю давно. И именно поэтому израильская её разновидность меня разочаровала. Цветы у нее дурацкие - под растопыренными тычинками не видно лепестков. А именно в них и заключается главная прелесть цветка. Посмотрите в интернете, какими они должны быть, чтобы цветок выглядел именно цветком, а не расчесанным клочком шерсти.

      Удалить
    2. А что там особо смотреть? Разве что в Бахайские сады проникнуть - там, говорят, неплохо. Но проникнуть трудно, у них график специфический. И редкие экскурсии туда заезжают.
      Насчет "в музей на целый день", так вот вам расписание:
      http://www.ilmuseums.com/museum_rus.asp?id=2
      Ну и пассифлора мне, может, так нравится, потому что в Кармиэле она немного другая. вот нарылась нашла картинку в своем прошлогоднем посте:
      http://inga-den.livejournal.com/87693.html

      Удалить
    3. Именно - проникнуть в Бахайские сады. По расписанию они работают ежедневно с 9-ти до 5-ти. Но попасть туда, кажется, можно только в составе экскурсии в сопровождении местного охранника. Это плохо, т.к. можно многого не увидеть и не успеть поснимать. Буду пытаться организовать что-то нестандартное.
      За расписание музея спасибо.
      А пассифлора у вас совсем другая, нормальная, с лепестками и с маленькими тычинками. Такую можно полюбить.

      Удалить
    4. Насчет Бахайских садов. Сама не была, не знаю. Но вот Данина троюродная сестра упросила служителя ее туда пустить и посетила большую часть. Как ей это удалось - не знаю. Ивритом она не владеет, только английским.

      Удалить
    5. А расспросить ее нельзя?

      У меня бродила такая мысль - упросить охранника. Я даже аргументы придумала. Правда, английский у меня - пиджин. Но, может, и он тоже не пурист.

      Удалить
    6. Я вообще стараюсь жить по принципу "если нельзя, но очень хочется - значит, можно".
      А хотеть я умею.

      Удалить
    7. Нет, нельзя расспросить - она в Москве живет, и связь с ней эфемерная, только по телефону. Да и было в этом 2008 г. Я только и помню: "упросила служительницу", "успела пройти все верхние сады до закрытия".

      Удалить
    8. Значит, поеду наудачу. К открытию, пока народ не понаехал. А если не пустят, примажусь к какой-нить экскурсии.

      Удалить
  3. Еще вчера хотела написать комментарий.
    И подумала, мол, опять скажут , что пишу негатив.
    А дело в том, что в Хайфе я была раза четыре на экскурсиях.
    Но более того, что вы , Мария, видели, ничего не видела.
    А потому не могла и понять тех восклицаний восхищения по поводу Хайфы.
    Да, Бахайские сады, несомненно, очень красивы.
    Но сам город...?
    По крайней мере, я на всех экскурсиях ничего такого не увидела.
    Вот что мне действительно понравился, так это музей Ралли.
    Просто однажды по пути в Хайфу заехали и в этот музей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Попробую заехать и в этот музей.

      Удалить
    2. Аня, я тоже не понимаю, почему некоторые называют Хайфу чуть ли не самым красивым городом мира :). А музеи там есть очень классные, например, музей Мане-Кац. Как бы ничего особенного, но там регулярно проходят потрясающие выставки: мы в прошлом году были на выставке Шагала, а сейчас там выставка еврейских художников 19-го века, очень хочется сходить! Репортаж о выставке тут: http://dona-anna.livejournal.com/844061.html

      Удалить
    3. Аня, музей Ралли ведь в Кейсарии, а не в Хайфе?

      Удалить
    4. Женя, Аня сказала " по пути в Хайфу". И если она ехала с юга, то все правильно.

      Удалить
    5. Да-да. Всё верно. По пути в Хайфу с юга.

      Удалить
  4. http://www.ganbahai.org.il/en/tours/#currenttimetable
    Вот вам ссылочка про Бахайские сады, вы же читаете на английском?
    Пройти туда можно и без экскурсии совершенно бесплатно.
    Центральная терраса -усыпальница + персидские сады открыты с 9 до 12 ...Полторы террасы в верхней части садов, на которые можно пройти,открыты с 9 до 17.00...Надо приехать на променад Луи(улица Яфе Ноф) и оттуда зайти в Бахайские сады.
    С экскурсией проходят только по ступенькам. В двух вариантах: 1)с верхней террасы до центральной и 2) с центральной террасы до нижней.
    Без экскурсий заходят с 9 до 12: 1) две верхние террасы 2) центральная часть 3) две нижние террасы.
    И в центральной части с 9 до 12 заходят в усыпальницу. Тоже без всяких экскурсий.

    ОтветитьУдалить