вторник, 2 декабря 2014 г.

О демонстративности веры

Религиозность.  вера...

Мне  всегда  казалось,  что  это  -  дело  чрезвычайно  интимное.   И  как-то  не  должно  быть  принято  это  не  то,  чтобы  подчеркивать,  а  просто  проявлять,  обнажать.   Как,  к  примеру,    половые  органы.   У  всех  они  есть,  но  их  не  демонстрируют.

Собственно,  в  России  (да  и  в  странах  Запада)  так  и  принято.   Нательный  крестик,  если  он  есть,  носят  под  одеждой  и  его,  как  правило,  не  видно.   А  если  летом  и  видно  цепочку  на  шее,  то  поди  знай,  что  на  ней  висит  -  не  обязательно  что  и  крестик.  Скопления  людей,  как-то  специфически  одетых,   бывают  только  непосредственно  вблизи  или  внутри  культового  сооружения.  А  просто  на  улицах  люди  все  выглядят  примерно  одинаково.  И  это  -  основа  какого-то  равенства  (в  моём  понимании).  Или,  если  хотите,  однообразия,  свидетельствующего  об  однородности  общества.

И  только  в  Израиле  всё  не  так.    Когда  я  вижу  вокруг  себя    окипованное  в  значительной  мере  мужское  население  (плюс  еще  с  висящими  по  бокам  белыми  шнурочками),  мне,  атеистке  par excellence,   становится  чужеродно  и  неуютно.   И  я  понимаю,  что  никогда,  НИКОГДА,  мне  не  слиться  с  населением  этой  страны.    Точно  так  же, собственно,  как  и  с  населением  той  же   Франции.    Только  там  я  этого  не  чувствовала  ежесекундно,  а  здесь   -   чувствую.

И  мне  от  этого  перманентно   не  по  себе...

10 комментариев:

  1. Можно подумать, население Израиля так уж "слито". Половина светских ненавидят тех же религиозных по разным причинам. Каждая религиозная община не одобряет традиции другой. Каждый ищет "своих" и презирает "чужих".
    Вася.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вася (спасибо, кстати, что представились), такие нюансы моему поверхностному восприятию недоступны.
      Всё, что я способна углядеть и почувствовать, это демонстрируемая принадлежность к разряду верующих. Как именно они веруют, я понять не способна. Но это не мешает мне, практически неверующей (или, скорее, - верующей, но совсем нетрадиционно) перманентно чувствовать себя белой (или черной) вороной. Изгоем, если угодно.
      Это-то и напрягает.

      Удалить
    2. http://i-navi.livejournal.com/113569.html - вот здесь хороший текст "Мы - израильтяне".
      А я предпочитаю видеть по одежде, чего ожидать от человека. Это лучше, чем арабы, которых внешне черт разберет - то ли христиане, то ли мусульмане. Даже бабы их одинаково головы покрывают.
      Вася.

      Удалить
    3. Да, текст сильный.

      Но я не о том.
      Я о своей чужеродности. Непоправимой, к сожалению.

      Удалить
  2. Стыдиться своей веры - это нечто из советского прошлого, по-моему. Навскидку вспомнила фотографию канадской подруги со здоровенным крестом - и ничего :).
    А вообще и то, и то - всего лишь дань традиции, господствующей в обществе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, речь ведь идет не о "стыдиться" или "гордиться". Я говорила только о нарочитой "демонстрации". Демонстрации своего отличия от верующих иначе.
      Я не знаю, может, это всего лишь компенсаторная реакция на века гонений при проживании на чужой земле, когда "высовываться", отличаться было просто элементарно опасно. Но для меня лично (а я хотела сказать только о том, какое воздействие именно на меня производит эта форма одежды) это - как постоянное напоминание о моей чужеродности в этой стране.
      И, по моему ощущению, это входит в противоречие с европейской толерантностью.
      Что же касается вашей канадской подруги, то я бы крепко призадумалась о её полной адекватности.

      Удалить
    2. Я не думаю, что это нарочитая демонстрация. Есть каноны и есть те, которые их строго придерживаются. В еде, в одежде, в поведении - во всем. Будь то евреи, мусульмане или буддисты.
      У меня есть молодая приятельница - азербайджанка, знаю ее лет
      десять. Обыкновенная девушка была, одевалась вполне по европейски. Три года назад вышла замуж за своего - теперь платки, длинные юбки и т д. Ей это не нравится, ничего демонстрировать не хочет, но семья мужа традиционно мусульманская, приходится соответствовать.
      А напрягает - незнакомое и непонятное всегда напрягает.

      Удалить
    3. Как бы то ни было, грустно всё это. И не оставляет надежды на возможность душевного комфорта.
      Ни там, ни здесь.
      Замусульманенная Москва тоже перестала быть родным городом.
      Куда податься бедному русскому-еврею? (Который серединка-наполовинку, ни то и ни это?).

      Удалить
    4. Эта...как ее... внутренняя эмиграция.
      Вся Россия замусульманенная, у нас тоже их полно.
      Пейсы, как таковые, в Израиле мне по барабану - "в чужой монастырь.."
      А вот когда в мой приходят со своим уставом и очень даже настойчиво, и понимаешь, что всерьез и надолго - вот это жесть.

      Удалить
    5. Да, безвыходняк.
      Мне лично остается только симбиоз собственной тверской деревни и адлерского одноэтажного частного сектора (как и было придумано ранее)
      И всё это только при условии, что ,Россия в ближайшее время вообще не накроется на долгие годы медным тазом в свете последних событий, имеющих место быть после и вследствие "крымнаша".

      Пейсы - бог с ними, это для меня всего лишь своеобразная прическа, ничем не экзотичнее дредов. И кипа, в конце концов, - специфический головной убор наподобие среднеазиатской тюбетейки. А вот белые шнурочки у меня как-то ни с чем не коррелируют и не перестают "задумывать". и напрягать.

      Удалить