понедельник, 21 июля 2014 г.

Византийские мозаики Шавей Циона

Зашла  я  намедни  по  какой-то  надобности  к  хозяевам,  и   они  стали  меня  расспрашивать  -  где  была  и  куда  собираюсь.   Я  говорю:  никуда  -  лето,  жара,  мертвый  сезон.    И  тут  хозяйка  сказала,  что  совсем  рядышком,  под  боком,  возле  Нагарии,  на  морском  берегу  есть  византийские  мозаики.    Вот  просто  так  лежат,  открытые  всем  ветрам  и  непогодам.    Можно  сказать  -  валяются.    И  рассказала,  как  идти  -  всё  вдоль  моря,  вдоль  моря,  пока  не  упрёшься.    А  рядом  мошав  Шавей  Цион.     И  поскольку  дорога  идёт  по  бережку,  жарко  быть  не  должно  -  ветерок.

Полезла   я,  естественно,  в  Инет,  и  нашла  там  кучу  материалов  про     этот  мошав.   Оказалось,  что  мы  с  ним  ровесники,  И  он,  и  я  родились  в  1938  году.    Ну,  как   родилась  я,  теперь  уже  и  спросить  не  у  кого,  а  про  него  всё  написано  хотя  бы  в  Википедии.

В   те  годы   в  Германии  маразм  крепчал,  и  умные  и  предусмотрительные  евреи  из  немецкой  деревеньки  Рексинген  решили  не  ждать,  когда  фашисты  их  уничтожат,  а  переселиться  в  Землю Обетованную.    Знакомые  из  Нагарии  обещали им  помочь,  и   уже 13 апреля 1938 года Шавей  Цион был создан по методу «хома-умигдаль» («стена и башня»).

Метод был прост: с наступлением темноты на заранее выбранное место прибывала группа поселенцев и ограждала определенную территорию забором. Внутри огороженного участка строилась дозорная башня. Наутро британские мандатные власти оказывались поставленными перед фактом возникновения нового киббуца или мошава: согласно оставленному в силе турецкому земельному праву, огороженное забором строение не подлежало сносу и должно было быть зарегистрировано за его владельцем.

В  1955 году рядом с мошавом  были  раскопаны  остатки  древнего  византийского  поселения.     Наиболее  ценной  находкой  оказались  мозаичные  полы   церкви,  датированные  5   веком.   Вот  на  поиски  этих  мозаик  я  и  отправилась.

Я  шла  по  берегу  моря,  рассматривая  то,  что  оно  за  ночь  выбросило  на  берег.   И  попалась  мне  вот  такая  симпатичная  большеглазая  рыбка  длиной  в  ладонь.


Почему  бедняга  оказалась  на  песке  -  спросить  было  не  у  кого.    Может,  рыбак  потерял,  может,  выбросил  несъедобную,  а  может  -  волной  выкинуло.    В  общем  -  жалко  рыбку.    Коты  тут  не  ходят,  так  что,  даже  съесть  её  будет  некому.

Но  не  только  рыбку  в  это  прекрасное  утро  пришлось  мне  жалеть.    Дорога   шла  вдоль  кладбища.   То есть,  справа  от  роскошного  приморского  променада  вечное  движение  -  море,  а  слева  -  вечный  покой.    Не  удержалась,  зашла.

На  некоторых  надгробьях  по  еврейскому  обычаю  -  камни.


А  к  некоторым  приносят  цветы.    И  самое  ужасное   -   не  букеты  из  срезанных  цветов,  судьба  которых  именно  такова  -  умереть  через  неделю  после  срезки  хоть  дома,  хоть  здесь,  а  приносят   композиции  из  кактусов.    И  вот  эти  живые,  взрослые  растения,   каждому   из  которых   (судя  по  размерам) не  менее  десятка  лет,  выращенные  заботливо  и  любовно  с  единственной  целью  -  радовать  живых,    бездумные  и  бездушные  люди  приносят  сюда   умирать.   Умирать   на  палящем  солнце.  Хотела  сказать  -  в  муках,  но  не  рискнула  смешить  народ.   Но  если  говорить  серьёзно   -  что  мы  знаем  о  чувствах  растений?   Наберите  в  поисковике  "чувствуют ли растения боль"...

  Да,  принесённые  кактусы  долго  будут  сохранять  первозданный  вид.   Даже  умерев,  они  не  сразу   его  потеряют.    Но  они  же  живые!!!     И  хочется  написать  при  входе  на  кладбище:   "Евреи!    Вы  что  за  народ?    Вы  думать  умеете?   У  вас  к  живому  жалость  есть?   Не  приносите  в  жертву  своим  умершим  живые  кактусы.    А  если  покойный  их  очень  любил  и  не  может  без  них  обойтись,  приходите  их  поливать.   Заодно  порадуете  очередным  визитом  душу  усопшего.   А  если  вы  понимаете,  что  он  уже  не  может  радоваться  ничему,  но  надо  же  отдать  долг  традиции  -  оставьте  для  очистки  своей  совести  на  могиле  букет  долговечных  искусственных  цветов."

Вот  они,  принесенные  в  жертву.   Как  уже  умершие,  так  и  пока  еще   живые.


Вот  этой  многодетной  красавице-мамиллярии  (по  опыту  знаю)  никак  не  менее  двадцати  лет.   О,  ё-ё-ё-ё.....


А  эти  кактусы  пока  еще  живы.    Похоже,  их  навещают,  поливают.


Интересно,   сколько  протянут  без  воды  вот  эти  бедные  эхинокактусы,  каждый  из  которых  был  бы  гордостью  любой  московской  коллекции?


С  кладбища  я  бежала,  рыдая  в  голос.   Не  из-за  кактусов.   Вот,  что  меня  просто  убило.


Я  и  сейчас  не  могу  сдержать  слез.     Мальчик.     Маленький.     За  что?
И  как  хорошо,  что  слова,  обращенные  к  русскоязычному  мальчику  написаны  именно  по-русски.
----------------------------------------------------------

Сбоку  от  променады,  как  и  везде  в  Израиле,  расположены  площадки  с  тренажерами.   И  только  тут  впервые   я  увидела    занимающихся  на  них  людей.   Возможно  потому,  что  шла  рано  утром.    Люди  "заряжались"  перед  уходом  на  работу.


Молодая  мамочка  восстанавливает  утраченную  форму,  пока  "виновник  утраты"  сопит  в  коляске.



Обратите  внимание  на  инвалида-колясочника   (справа).    Как  говорится,  куда  конь  с  копытом,  туда  и  рак  с  клешнёй.  :))    Это  к  вопросу  о  том,  каково  здесь  живется  инвалидам.   Хоть  на  площадке  всего  пара  таких  тренажёров,  но  она  поставлена  именно  для  них  -  с  направляющими  рельсами  для  колясочных  колес.



А  вот  что  располагается  справа  от  променады,  на  пути  к  морю,  до  которого  тут  метров  10-15.
Колючки.


Цветочки.




А  это  чудо  растёт  не  на  пляже,  а  в  вазоне.   Все  листья  высохли,  но  цветы  гонит  один  за  другим.    Изящнейшие.


А  это  -  открытая  сцена  для  городских  мероприятий.



И  по  другую  сторону  дороги  -  амфитеатр  посадочных   (и  плацкартных,  на  травке)   мест  для  зрителей  и  слушателей.



И  совсем  уж  в  конце  пути  -  водная  протока  с  перекинутым  через  неё  мостиком.


Ручей  впадает  в  море.     Откуда  он  тут?    Вряд  ли  это  канализационный  сток.   Не  пахло.



Видела,  кстати,  как  там  плеснула  большая   рыбина.

И  вот,  наконец-то  ОНО.   То,  ради  чего  предпринят  поход.    Раскопки.
Никакой  охраны,  хотя  хиленький,  покосившийся  заборчик  наличествует.    И  даже  есть  входная  дверь.


А  вот,  что  за  ней.    Казалось  бы  -  о!   колонны!    Хорошая  сохранность!
Но  колонны  -   новодел,  для  антуражу.    Аутентичны  только  мозаичные  полы.


Наиболее  интересные  и  хорошо  сохранившиеся  участки  мозаики  положены  на  бетонную  подушку.    Поскольку  я  в  мозаичных  рисунках  ничего  не  понимаю,  то  давать  картинки  буду  без  объяснений,  что  эти  узоры  означают  и  почему.    Чисто  визуальный  ряд.














Похоже,  там  было  много  зданий  с  мозаичными  полами,   так  как  мозаичные  фрагменты  разной  степени  интересности  рисунка  и  разной  степени   сохранности  встречаются  там  на  довольно  большой  площади.    Некоторые  в  достаточно  плачевном  и  замусоренном  состоянии.  



Вот  в  этом  здании  пол  был  совершенно  неинтересным  с  точки  зрения  рисунка.   Даже  непонятно,  зачем  его  сделали  именно  мозаичным.    Может,  все  остальное  было    более  сложным  и  менее  рентабельным?




А  рядом  когда-то  стояло  еще  одно  здание.   И  тоже  с  очень  красивым  полом.














А  это  мозаичный  пол  церкви  с  новодельными  колоннами.







Вот  еще  один  богатейший  по  красоте  и  разнообразию  рисунка  мозаичный  пол.    Но  в  очень  плохом  состоянии.





Но  что  меня  поразило  больше  всего,  это  то,  что  под  ногами  лежит,  я  бы  даже  сказала  -  валяется,  куча  бесценных  сувениров  -  фрагментов  мозаики.   От  индивидуальных  мозаичных  элементиков,  до  довольно  крупных  кусков  рисунка.    
















5-й  век!    Византия!    Зашибись,  какой  сувенир!     И  ведь  лежат!    Никем  не  охраняемые!    Будь  такое  в  России,  давно  бы  ничего  не  осталось,  все  расползлось  бы  по  частным  коллекциям.    А  тут  -  лежит...

Что  это?    Законопослушность  населения?   Равнодушие?   Пренебрежение  прошлым    этого  клочка  земли,  когда  он  не  принадлежал  исключительно  государству  Израиль?   Не  доходят  руки  сейчас,  но  есть  планы  на  будущее?

Ну  так  соберите  всю  мелочь  и  уберите  её  в  сарай,  под  ключ,  подальше  от  соблазна  ценителей  старины  и  прочих  энтузиастов.   Каюсь  -  я  не  удержалась.   Подняла  с  земли  фрагментик  и  положила  его  в  рюкзак  .    А  потом  подумала  -  а  нафига  он  мне,  старухе,  да  еще  не  имеющей  собственного  дома?    Кому  в  этой  стране  я   буду   его  показывать,  кого  удивлять?    В  общем,  вынула  я  его  и  (скрИпя  сердцеМ)  положила  на  то  же  место.    А  другой  энтузиаст,  который  помоложе  и  укоренен  в  стране,  не  вытащит  и  не  положит.

Уже  выйдя  с  территории  и  идя  вдоль  забора,  я  обнаружила  еще  одно  расчищенное  местечко,  которое  раньше  не  разглядела  в  траве.    Вернулась  и  завершила  осмотр.


Почему  площадка  наклонилась?   Может,  в  результате  землетрясения  произошли  подвижки  почвы?







Такое  впечатление,  что  начатая  работа  была  внезапно  прервана  на  середине.   То  ли  деньги  внезапно  кончились,  то  ли  еще  что-то  произошло,  но,  похоже,  уже  много  десятилетий  на  этой  арене  никакого  движения.

Нет  денег.    Страна  воюет.   Кроме  того,  будь  это  остатки  еврейской  культуры,   деньги,  скорее  всего,  нашлись  бы.   А  поскольку  это  всего-навсего  какая-то  паршивая  Византия  (кому  она  тут  вообще  интересна?),  то,  похоже,  все  так  и  будет  лежать  под  этим  вечным  небом  до  скончания  веков.

Покончив  с  мозаиками  я  пошла  смотреть  поселок.   Читала,  что  он  достаточно  живописен.    Но  среди  домов  ветра  не  было,  а  солнце  палило  нещадно.   И  я  решила  снова  по  бережку  и  домой.

Но  если  встречалось  что-то  необычное,  я  задерживалась  и  делала  кадр.    Вот  новая  разновидность  чего-то  цветущего:


А  это  всё  тот  же  бабушкин  фикус.    Если  воздушный  корень  добирается  до  земли,  он  со  временем  превращается  в  новый  ствол.   Так  и  образуются  фикусные  семейства,  растущие  тесно-тесно  друг  к  другу.   И  вся  земля  под  деревом  покрыта   корнями.


А  этот  плуг,  похоже,  работал  еще  на  первых  поселенцев  мошава.    Иначе  -  за  что  ему  такой  почёт  -  и  в   красный  цвет  покрасили,  и  на  вечную  стоянку  определили!


Вот  чем  меня  потрясает  Израиль  -  электричество  тут  никто  не  экономит.    Пока  я  шла  по  променаде,  фонари  горели.    Погасили  их  только  в  половине  десятого.   А  посмотрите  на  осветительный  столб  в  самом  мошаве.   Вот  его  фонари  виднеются  в  верхней  части  снимка.    Они  вовсю  пылают,  а  времени  уже  -  половина  первого.


Вот  еще  цветущее  дерево.    Середина  лета,  почти  все  деревья  давно  отцвели  и  уже   роняют  на  землю  семена.    А  это  -  цветёт  себе!


Кактус-цереус  тоже  давно  отцвел,  на  нем  уже  даже  плоды  созрели.    Хотелось  попробовать,  но  рука  не  дотянулась.


И  еще  цветуёчки.



Цветет  опунция.


И  это  растение  впервые  увидела  именно  здесь.



Это  памятник  погибшему  капитану  патрульного  катера.   Совсем  молодому  парнишке.


Море,  которое  не  манит  искупаться.



И  прибрежная  растительность,  через  которую  лучше  не  пробираться.


Суровая  страна.

10 комментариев:

  1. Чудесный пост, получила большое удовольствие, как будто сама погуляла, спасибо)
    Восхищаюсь Вашим не ослабевающим с годами любопытством и жизнелюбием )) Хочется прийти к Вашему возрасту с Вашим интересом к окружающему :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы

    1. Таня, я просто ловко притворяюсь.:)) И это правда.

      Удалить
  2. Не переставайте писать, даже если нет комментариев. Вас всегда интересно читать!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да что мне комментарии!
      Было бы о чём интересном написать. А Израиль - он же маленький!

      Удалить
  3. Классный отчёт! Когда-то я там была....

    ОтветитьУдалить
  4. Самое удивительное, что об этом месте можно узнать лишь случайно. Туристов, похоже, туда не водят. Место в полном забросе.

    ОтветитьУдалить
  5. Точно. Я о нём прочитала на своей чудесной карте.

    ОтветитьУдалить
  6. Вот-вот. Карта такая есть далеко не у каждого.
    Тем более, она на иврите.

    ОтветитьУдалить
  7. Мы однажды ездили на шабат в Шавей Цион. Так что видели эти чудесные мозики. Насколько я помню, к северу от Нагарии тоже есть византийские мозаики. Да и вообще всевозможных древностей в Израиле навалом. Тут куда ни плюнь - везде раскопки. Так что какой смысл тащить что-то домой? Здесь это не редкость. Опять же у страны не так много денег, чтобы все это обиходить. Раскопки ведутся, это я точно знаю. Но чтобы такими темпами раскопать ВСЕ, надо лет 200... или 500... Уж очень много всего, честно, я уж и удивляться перестала. Если доберетесь до Музея Израиля, увидите, что действительно интересные находки бережно сохраняют.
    Кстати, в Шавей Цион есть отличный пляж - но вы до него, похоже, не дошли.

    ОтветитьУдалить
  8. То, что попало в музей, естественно, будут бережно хранить. Но поскольку вся страна - музей под открытым небом, то надо как-то это всё заранее продумывать. Насчет сохранности того, что просто валяется.

    До пляжа я дошла. Да, там не очень пенно. Волнорез не просто параллелен берегу. Он полузамкнут и хорошо гасит барашки. Но я была без купальника и в воду не полезла, чтобы проверить глубину. Да и ходить туда купаться (если на будущее) - далековато будет. От остановки 4 км в один конец.

    ОтветитьУдалить