Это кинокартина, призёр Каннского фестиваля за 2012 год. Не вспомню уже, каким ветром меня на неё вынесло. Прочитав аннотацию, поняла, что там речь о проблемах глубокой старости в её терминальном периоде. Поскольку (в силу возраста) этот вопрос для меня актуален, решила посмотреть.
Процесс оказался тягостным. Вытерпела 2 с лишним часа чисто волевым усилием. Там снялись хорошие актеры - всем известный Жан-Луи Трентиньян ("Мужчина и женщина") и Эмманузль Рива, тоже заслуженная, но мне не известная вовсе.
Я не киногурман, меня не волновали такие тонкости, как актерская игра, композиция, изобразительные приемы. Меня интересовали только проблемы глубокой старости и их решение, предлагаемое в фильме. Чисто утилитарный подход.
Дело в том, что в данный момент я озабочена именно этим. Я должна найти легкий в исполнении и немучительный способ самостоятельного ухода. Не для того, чтобы немедленно уйти прямо завтра, а для того, чтобы спокойно жить дальше, зная, что в критический момент я не окажусь в вегетативно-беспомощном состоянии, мучительном и для себя, и для окружающих.
Именно с этой точки зрения и был интересен мне фильм. Только это и заставило меня вынести 2 часа тяжелейшего просмотра. Да, играют хорошо. Но тема...
И самое главное - было бы ради чего мне мучиться! Решение проблемы предложено безобразное.
Всю жизнь эти двое прожили в любви. Но вот старушка впала в вегетативное состояние. Ничего вокруг не воспринимает, не говорит. Старичок самоотверженно за ней ухаживает. Пролежней (того, что доставляет главные физические страдания в этом положении) у нее нет. И если ты безумно любил её всю жизнь, если сделал всё, чтобы твоя любимая и в этом, беспомощном, состоянии была благополучна, то есть, не страдала, ну так и ухаживай за ней, как за спящей красавицей, смотри на нее, она же внешне абсолютно та же. Ухаживай, пока есть силы, а там - что Бог даст.
Но нет. Хороший добрый старичок убивает её. Даже не просто убивает, а КАЗНИТ. Я и слова-то другого не подберу. Он, немного, правда, поколебавшись, натаскивает ей на лицо подушку и прижимает её... И зритель вынужден слушать бабушкины стоны и созерцать всё слабеющие её конвульсии "от и до". А те, у кого, как у меня, с воображением дело обстоит хорошо, еще и проживают вместе с бабушкой эти бесконечные безвоздушные минуты. Не знаю, так ли уж я уникальна (просто я не один раз прикидывала на себя, проживала заранее такой способ ухода и отвергла его ввиду крайней его мучительности), но сценарист с режиссером просто обязаны были поставить себя на место старухи и постараться представить, каково ей там задыхаться. И уж если надо было по замыслу её непременно убить, то сделать это каким-то другим способом - дать ей таблетку вроде тех, что дают преступникам, приговоренным к смерти. Даже их уже убивают гуманно.
И в довершение всего к этому натуралистическому кошмару присобачен какой-то благостный фантастический конец - старушка-покойница в строгом темном костюме лежит на кровати, осыпанная цветами и разлагается, а старичок, заклеив скотчем окна и двери, пишет к старушке бесконечные письма, а потом неведомо откуда материализовавшаяся старушка уводит его из дома - и с концами. Во всяком случае, когда полиция через несколько дней вскрывает квартиру, там только она одна. Куда делся он - догадайся сам. Но сугубый реализм всей ленты не настраивает на какой бы то ни было полет фантазии.
И это, повторю, золотая пальмовая ветвь в Каннах.
Вот интересно, это я ничего не понимаю в высоком искусстве, или там играют роль совсем иные соображения и магия имён пересиливает?
Мне рассказывали об этом фильме.
ОтветитьУдалитьГоворили, что фильм очень сильный.
Но я знаю, что одно и то же кино воспринимается по разному в 25 и 50.
И , наверняка, в 50 и 75 тоже этот фильм будет воспринят не одинаково.
Вопрос: фильм стоит посмотреть?
Или всё таки не надо?
Аня, тут нельзя ни советовать, ни не советовать.
УдалитьВы можете воспринять его совсем не так, как я.
Скорее всего, у нас разные болевые точки.
Кроме того, мне показалось, что его вообще тяжело смотреть.
Решайте сами.
Вдогонку: отчего не надо? Оттого, что я потом буду долго его помнить.
ОтветитьУдалитьИ вспоминать в определенном возрасте.
И , как говорит алия 90-х, оно мне надо?
Или надо?
Маша, я фильм не смотрела, но почитала про него в Интернете. Режиссер мне хорошо известен. Это Михаэль Ханеке. Он очень талантлив, но дикий мизантроп (как и вы :) ). Его первый знаменитый фильм - "Забавные игры" - о том, как двое молодых людей убивают супружескую пару с ребенком, просто так, ради удовольствия. Поиздевавшись над ними перед этим. 2 часа фильма посвящены хладнокровному бессмысленному убийству. Очень тяжело смотреть. Хотя талантливо - поэтому очень сильно бьет по мозгам. Ну вот такой режиссер.
ОтветитьУдалитьЖеня, мне стыдно обнародовать свою некомпетентность, но у меня не возникло ощущения какой-то особой талантливости и режиссера, и фильма
УдалитьБолее того, меня поразило решение Каннского фестиваля.
Я допускаю, что я просто серая дура, не способная оценить истинное величие.
Но что я совершенно не могу понять, это как можно было заставить положительного героя (а старичок, безусловно, герой положительный), совершить ЗВЕРСКОЕ, МУЧИТЕЛЬНОЕ убийство.
Неужели нельзя было найти другой способ?
Или у режиссера нет воображения?
Тогда какой он на хрен режиссер?
Важен не факт убийства, а способ.
Удалить
Маша, не надо путать идеи с воплощением...
УдалитьА я поняла, что это он выполнил ее просьбу. Отказом от еды давала понять, что хочет умереть.Она не хотела жить в таком состоянии, отказала соматика, а мозги - нет, И это для нее было невыносимо.
ОтветитьУдалитьЛюди в маразме не осознают своего состояния, поэтому сложно с ними, а не им.
И да, он ушел вслед за ней.
Первую часть Вашего поста не хочу комментировать, будем считать, что я ее не читала.
Я не о мотивации.
УдалитьЯ о способе приведения приговора в исполнение.
Именно это не укладывается у меня в голове и сводит на нет всю картину со всей её проблематикой.
Первую часть поста и не надо комментировать. Она дана для объяснения моего восприятия. Через свой опыт, пусть и умозрительный.
Способ, конечно, чудовищен, но в данной ситуации логичен. Он ведь не задумывал заранее убийство. Мгновенное решение - ну и...что под рукой.
УдалитьПро таблетки - это же надо спланировать, подготовить.
А он 5 минут назад и не предполагал, что это сделает.
Я так думаю(с)
Согласна с innale.
УдалитьПосмотрели фильм?
УдалитьНет. Просто логически убедительно. По-моему, планировать такие вещи (убийство любимой жены) - гораздо бОльшая патология, чем спонтанный порыв.
Удалить(Вдруг задумалась - а не посмотреть ли действительно фильм? :) ).
А действительно, посмотрите. Попробуйте, вдруг пойдет.
УдалитьЯ просмотрела дважды. а некоторые места трижды. Чистой воды мазохизм, но все хотелось понять, единственное ли это решение.
Я бы безоговорочно приняла такое развитие событий.
Он долго и мучительно размышляет. Потом герметизирует скотчем окна и двери и включает газ. Длинная темная пауза. Титры.
Уходят оба, одновременно.
Итог тот же, но без травмирования зрителя созерцанием конвульсий.