В минувший шаббат наших маалотских старичков организованно возили на экскурсию в Хайфу. Я в Хайфе до тех пор бывала только проездом, вокзально. И каждый раз смотрела на этот огромный город на горе с неким предвкушением - вот соберусь и поеду его смотреть. Так что, можно понять, как я обрадовалась известию, что самоорганизовываться не придется - привезут и всё покажут.
И надо же было случиться такому невероятному облому - Хайфу-то нам и не показали! Нас завезли в туалет у подножья Бахайских садов, и пока народ оправлялся после долгого пути, я смогла немного поснимать.
Если оглянуться назад, можно в конце улицы увидеть порт с кусочком моря.
А впереди по курсу следования - знаменитые Бахайские сады с храмом наверху.
И кошке ясно было, что автобус наш вверх по этим ступенькам не полезет. Поэтому я просто поснимала их снизу, подходя все ближе
или используя возможности фотоаппарата.
Дальше нас долго везли по серпантинам улиц, рассказывая на ходу историю проезжаемых мест, начиная с древних финикийцев - кто туда пришел первым и когда это было, кто этого первого пришедшего с насиженного места согнал, накостыляв при этом по шее. Мелькали знакомые и не очень слова, но в памяти не оставалось ничего. "Посмотрите направо, посмотрите налево", а окна в автобусе полузанавешены от солнца, да и сидела я не у окошка. Больше всего хотелось, чтобы экскурсоводша просто заткнулась и не мешала хотя бы подремать.
Но вот автобус остановился в районе Кабабир около Ахмадийской мечети, и нас выпустили. От автобуса эту мечеть, якобы, самую красивую в Хайфе, можно было снять только против солнца. И в этом что-то было.
А вот её фото из Интернета.
Видно, как высоки и стройны минареты. Но во дворике мечети так тесно, что снять её целиком и в правильных пропорциях практически невозможно. Высота минаретов при взгляде снизу вверх как бы скрадывается, они выглядят более коренастыми что ли. Но в этом есть своя прелесть.
После лекции нам показали молельный зал, куда не смеет ступить обутая нога.
Каждому молящемуся как бы выделен индивидуальный коврик, на котором можно пасть ниц, как это и предусмотрено обрядом.
«Любовь ко всем – ненависть ни к кому» - вот девиз Ахмадийской Мусульманской общины. И это (меня лично) в какой-то мере примирило с такой необычной ветвью ислама.
Потом нас повезли в Хайфский Университет. Вернее - в его музей, носящий имя Гехта, мецената и дарителя.
Я думала, это будет скучно. Но, попав туда, я оценила увиденное. Во мне, человеке мастеровом, ремесленном, чем только не успевшем позаниматься за свою жизнь, проснулся былой интерес к тому, что сделано руками человека. Я как увидела витрины и выкладки с вырытой из земли стариной, так и пропала. Мне хотелось бесконечно стоять у каждой витрины, любовно переводя взгляд с артефакта на артефакт.
Я безнадежно отбилась от нашей лихой экскурсоводши и потому не почерпнула из ее лекции никакой пользы, которая, несомненно, наличествовала. Но я была совершенно не в состоянии оторваться от витрин, чтобы следовать за нею. И только "очень потом" я подумала - чтО же это я, дура, делаю. И текста экскурсии не услышу, и экспозицию толком посмотреть не успею, так как её надо не смотреть, а рассматривать, а времени на это нет совсем.
И тогда я решила, что надо хотя бы по возможности постараться все заснять, а любоваться и рассматривать уже дома. И я стала быстро-быстро щелкать всё подряд без особого разбора. Что-то оказалось не в фокусе, что-то в повторе, а что-то, я думаю, я и вообще второпях не сняла. И поняла, что в музей надо будет ехать еще раз, уже специально и на весь день.
А пока выложу то, что снять всё же удалось. Но эти картинки, думаю, будут значимы исключительно для меня. Всем остальным, не настолько чокнутым, будет откровенно скучно. Так что, заранее - миль пардон. Пролистните и не мучайтесь.
Вот это явно что-то египетское.
Похоже на саркофаги.
А это удивительно хорошо сохранившийся мраморный орнамент.
А также и не очень хорошо сохранившийся, но графически более интересный.
И доисторические изображения свастики, незаслуженно опозоренной потом безумным Адольфом.
А это уже явно иудейская тематика.
Глиняные сосуды самого разнообразного назначения. Некоторые в таком состоянии, что хоть бери и пользуйся.
Ну - и дальше галопом по витринам, не особенно уточняя, что и как.
А вот это - почти родное. Я в свое время тоже занималась глиной. И бусы делала. Только из красной глины.
А это уже стекло. Осколки такого радужного от времени стекла мне случалось находить в Крыму.
Не устаю поражаться степени профессионализма древних мастеров. Даже при нынешних технологиях сделать подобные сосуды непросто.
Глина? Камень? Я так и не поняла, а читать было некогда.
Всадники чем-то напоминают нерасписанную дымковскую игрушку.
Никогда не могла понять, зачем древние мастера делали сосуды с острым или округлым дном, которые не могут стоять "без костылей". Понятно, когда это большие ёмкости для того же вина, закапываемые в землю. Так из них проще выбрать содержимое до последней капли. Но ведь и маленькие остродонными делали. Зачем, если их можно перевернуть в руках и вылить из них все?
Красивая тетенька в белом. Только носик у нее не женский.
Похоже на театральную маску. И дырочка есть, чтобы к голове привязать.
Богинька с крылышками.
Это - явно сосуд для чего-то.
Поразили эти древние сандалики. Ну для очень изящной, узкой ножки.
Это древние светильники. В среднюю дырочку наливали масло, в дырочку носика выпускали фитилёк.
Ну, и снова всякая мелочь.
Осталось неясным, зачем нужны были такие крохотные кувшинчики. Может, для благовоний?
Снова лошадиная тематика.
А это уже пошла бронза - ножи, наконечники стрел, серпы.
Назначение этих вещиц непонятно, но происхождение явно египетское.
Поражает сохранность - ведь не из осколочков собрано!
Но больше всех мне понравился этот сосуд в виде птички с поворачивающейся головой. Что туда клали?
Конечно, это реконструкция. Но из нее ясно устройство примитивного ткацкого станка. Ткачеством я тоже когда-то занималась и примерно на том же уровне оснащения.
Ракушки, обработанные полудрагоценные камни, бронза...
Снова светильники.
И монеты.
Изображение беременной женщины встретилось мне впервые. А я за свою жизнь пролистала немало книжек о всяких древностях. Видимо, эта тема не считалась достойной изображения.
Тётеньки, девушки... И все с закрытыми глазами. Неживые?
Господи, как хотелось бы выкопать из земли хоть одну такую посудинку. Но знаменательно уже и то, что в израильских древних местах ходишь по тысячелетним черепкам. И никому не приходит в голову прихватить их в качестве сувенира. Кроме меня, разумеется. Но их не стало меньше. Интересно - почему их за столько лет не растащили подчистую? По причине законопослушности или от равнодушия?
Стекло. Узорное.
Египет?
И вот опять пошли монеты. Это - явно древняя копилка. Судя по прорези для монет.
А в этом горшочке, скорее всего, был закопан клад. Да так хозяином и не выкопан. Достался археологам.
Это - клад аж золотых монет. Посетители разошлись во мнениях - кто-то считал, что монеты настоящие. А другие утверждали, что это наверняка имитация, муляж, так сказать. И даже не золото вовсе.
И еще один клад. Уже в медном сосуде был запрятан.
И снова светильники, красивые, узорные. Большей частью - побитые. Когда все склеено из осколочков, это вызывает как-то больше доверия в смысле подлинности. У меня лично - уж точно.
Похоже на древнегреческую расписную керамику.
А смысла и назначения вот этого зажмуренного мужичка с какой-то почти женской грудью я так и не поняла.
И этого сосуда тоже.
А это уже эпоха бронзы.
Янтарь.
Снова античность.
Я так и не поняла, что именно делают эти трое.
Там есть и небольшой художественный раздельчик. Живопись, графика. Есть и известные имена - К. Писсарро, А. Модильяни, Х. Сутин, И. Левитан и другие. Но меня лично ничто особо не впечатлило. Москвичи в этом смысле - народ избалованный..
Вот Модильяни.
Сутин.
Зачем здесь, на поединке шахматистов, Врубелевский Демон?
Молодой Эйнштейн.
Не очень молодой Фрейд.
Оба портрета Германа Струка.
Панорама города Писсарро.
После музея нас завезли в какое-то местечко со столами для пикников, чтобы каждый подкрепился тем, что взял из дома. А затем экскурсия продолжилась. Вот фрагмент древней маслодавильни прямо на открытом воздухе. В цилиндрическое отверстия помещали измельченные оливки, а сверху опускали каменный груз, что стоит слева.
Затем нас повезли в друзскую деревню. Друзы - ответвление от ислама, но весьма своеобразное. У друзов принадлежность к их религии и происхождение сливаются воедино — друзом считается только тот, чьи родители являются друзами. Выйти из своей веры друз не может, равно как не может перейти в друзскую веру чужак, даже если он этого очень сильно захочет. Если друз женится не на друзке, он перестает быть друзом. И дети его, рожденные в этом браке, друзами не будут.
Символ друзов - пятиконечная звезда с лучами разного цвета.
Не удержалась, вошла в чужой дворик, чтобы снять чудовищных размеров (по московским понятиям) цветущий амариллис.
Дровишки, заботливо прикупленные для будущей зимы.
А вот это полуразрушенное, заросшее сорной травой здание - бывшая христианская церковь. По назначению не используется, но никем не сносится и не захватывается - частная собственность священна.
Дома украшают цветы - в ящиках, в горшках, в кашпо...
А вот из этого двора несся разноголосый птичий гомон. Видимо, там живет любитель. Мне понравились целующиеся зелёные попугаи в нижней клетке.
Вот рядом с мусорным баком висит сумка с чем-то. Скорее всего, там хлеб, выкинуть который в помойку у кого-то рука не поднялась. Найдется ли для этого пакета новый хозяин? В Маалоте, как правило, не находится, сумки висят по нескольку дней. Может, тут живет народ победнее?
А вот наша группа спускается в некий друзский подвальчик.
Это оказалась древняя маслодавильня, расположенная в естественной пещере.
Процесс отжима масла был такой. Собранные оливки насыпали в каменную неглубокую чашу, по которой катили затем тяжелый каменный жёрнов, давя ягоды.
Раздавленную мезгу перекладывали в плоские корзины и ставили их одну на другую под пресс.
Вот наша экскурсоводша с помощью двух друзок рассказывает и показывает нам всю древнюю технологию.
Квартиры у друзов большие, многокомнатные. Я попыталась контрабандой снять внутреннее помещение, пока никто не прогнал, но далеко пройти все же побоялась.
Вот такой уютный каменный домик с некоторым подобием дворика - диванчик, стол, кресла.. Думаю, посидеть здесь вечером не так уж и плохо.
А потом нас привели в маленький друзский магазинчик, где попутно была и экспозиция друзского быта с манекенами для полной достоверности. В самых разных жизненных ситуациях. Девушка справа перетирает ручным жерновом пшеницу в муку
А эта, повидимому, готовит тесто для лепешек.
Это - кухонный уголок.
А это - ремесленный. Можешь шить, можешь ткать, можешь делать круглые циновки. Или вышивать.
Это, очевидно, детская.
Это - гостиная. Можно сидеть на диванчике. А можно и на полу. Спали тоже на полу.
Вот семейная фотография.
А это - флажок с национальной расцветкой, выполненный в лоскутной технике.
Когда мы туда пришли, там были расставлены стулья, и одна из женщин-друзок прочитала нам длинную лекцию про быт и обычаи друзов. А потом, поскольку всё-таки это был магазин, стала рекламировать свою продукцию. В частности, какой-то уникальный напиток на шести травах, который, якобы, творит чудеса в отношении потенции. Тут же вынесли подносики с бумажными мини-стаканчиками, устроили, так сказать, дегустацию. Гадость была отменная, я долго искала, куда вылить содержимое - возвращать стаканчик полным мне было неудобно. Но кругом было так чистенько, что пришлось, давясь, кое-как допить. Но старперы наши потом скупили все пузырьки, что были. Сексуально, так сказать, озабоченные.
После магазинчика нас повезли к какому-то монастырю, с обзорной площадки которого открываются потрясающие виды на окружающие долины с полями и кладбищами.
Но меня куда больше заинтересовали растущие там и цветущие кактусы и суккуленты.
Самый заурядный московский обитатель подоконников - эхинопсис. Если и порадует любителя, то единственным долгожданным цветочком. А тут цветет, как бешеный.
А этот монстрозный цереус и без цветов прекрасен.
На этом наша экскурсия закончилась, и нас довольно быстро привезли домой. Еще не было и пяти вечера, солнышко сияло. И я, идя домой, не могла не поснимать по пути всё, что цвело.
Ну, кактус-опунцию, по-моему, знают все. Это такие плоские лепешки с жуткими, легко обламывающимися колючками. И вот эта зловредная гадость потрясающе красиво и обильно цветет. Снимая её предельно осторожно, я все же где-то потеряла бдительность и задела ее брюками. Я еле дошла до дома, а потом почти час вытаскивала пинцетом колючки из злополучных штанцов.
Кактусы, фикусы, розетки суккулентов... Весь мой бывший московский подоконник в одной куче.
Цветение суккулентных розеток.
Они и сами не хуже цветов.
А это цветет жакаранда. Дерево такое, родом из Южной Америки и стран Карибского бассейна.
И тут же висят неопавшие коробочки прошлогодних плодов.
Вот такие граммофончики цветов, если приглядеться.
А это местный вьюнок - пассифлора.
В Маалоте она встречается часто в качестве живых изгородей, но цветы у местного сорта не особо красивые.
И надо же было случиться такому невероятному облому - Хайфу-то нам и не показали! Нас завезли в туалет у подножья Бахайских садов, и пока народ оправлялся после долгого пути, я смогла немного поснимать.
Если оглянуться назад, можно в конце улицы увидеть порт с кусочком моря.
А впереди по курсу следования - знаменитые Бахайские сады с храмом наверху.
И кошке ясно было, что автобус наш вверх по этим ступенькам не полезет. Поэтому я просто поснимала их снизу, подходя все ближе
или используя возможности фотоаппарата.
Дальше нас долго везли по серпантинам улиц, рассказывая на ходу историю проезжаемых мест, начиная с древних финикийцев - кто туда пришел первым и когда это было, кто этого первого пришедшего с насиженного места согнал, накостыляв при этом по шее. Мелькали знакомые и не очень слова, но в памяти не оставалось ничего. "Посмотрите направо, посмотрите налево", а окна в автобусе полузанавешены от солнца, да и сидела я не у окошка. Больше всего хотелось, чтобы экскурсоводша просто заткнулась и не мешала хотя бы подремать.
Но вот автобус остановился в районе Кабабир около Ахмадийской мечети, и нас выпустили. От автобуса эту мечеть, якобы, самую красивую в Хайфе, можно было снять только против солнца. И в этом что-то было.
А вот её фото из Интернета.
Видно, как высоки и стройны минареты. Но во дворике мечети так тесно, что снять её целиком и в правильных пропорциях практически невозможно. Высота минаретов при взгляде снизу вверх как бы скрадывается, они выглядят более коренастыми что ли. Но в этом есть своя прелесть.
Мечеть принадлежит мусульманской Ахмадийской общине, компактно проживающей в районе Кабабир и исповедующей мирное ответвление ислама. Их девиз - "В религии нет принуждения". Они (в отличие от других мусульман - которых мы только и знаем, как мусульман вообще) решительно отвергают насилие и терроризм любой формы и по любой причине.
Нас посадили в лекционном зале, и очень современного вида молодой человек в феске, оказавшийся, как ни странно, "в чине" имама, прочел нам примерно часовую лекцию о своей религии. Сначала мне было невыразимо скучно, я религию в любом виде просто не принимаю. Все они (на мой, не особо, правда, просвещенный взгляд) корыстны, стараются смешать человека с грязью, повязать страхом, принизить и в результате поработить его. Но этот юноша - имам говорил такие вещи, что постепенно я прониклась настолько, что даже зауважала и его религию, и ее адептов. Причем, настолько, что возникни у меня вдруг насущная потребность в религии, я пришла бы только к ним. Я бы и сейчас пришла, живи я в Хайфе. Но не за помощью себе, а чтобы лично проверить, правду ли сказал имам.
В мечети можно было взять и брошюрку об этой религии. Причем, даже на русском. Я взяла и с интересом пролистала её. Изложенное там настолько разнится с каноническими представлениями (в то же время как бы опираясь на них), что выглядит параллельной фантастической версией уже прочитанного религиозного детектива. Впервые мне стало интересно хоть что-то, связанное с религией.
В мечети можно было взять и брошюрку об этой религии. Причем, даже на русском. Я взяла и с интересом пролистала её. Изложенное там настолько разнится с каноническими представлениями (в то же время как бы опираясь на них), что выглядит параллельной фантастической версией уже прочитанного религиозного детектива. Впервые мне стало интересно хоть что-то, связанное с религией.
Например, ахмадиты имеют своё представление и о Христе, отличное от общепринятого. По их версии Христос, якобы, на кресте не умер, а был в глубоком обмороке. Настолько глубоком, что не отреагировал на проверочный удар копьем. И именно то, что из раны при этом полилась кровь, как раз и свидетельствует о том, что он был жив (из трупа кровь не течет).
Когда ученики принесли его в пещеру, он в течение 3-х дней приходил в себя, а затем тайно отправился в Галилею. И там подумали, что он воскрес. Как бы то ни было, но для меня всегда более убедительной кажется та версия, в которой отсутствуют чудеса (в частности, воскресение).
Когда ученики принесли его в пещеру, он в течение 3-х дней приходил в себя, а затем тайно отправился в Галилею. И там подумали, что он воскрес. Как бы то ни было, но для меня всегда более убедительной кажется та версия, в которой отсутствуют чудеса (в частности, воскресение).
Потом он, якобы, бежал от не поверивших в него иудеев на восток, в Азию и, проповедуя, дошел аж до Индии, где был принят за предсказанное когда-то воплощение Будды в виде белого человека. В общем, брошюрка неординарна и даже интересна.
Вот он, этот имам, в феске и в полосатенькой, вполне светской футболочке. Читает нам лекцию, а гидша (справа) - переводит.
После лекции нам показали молельный зал, куда не смеет ступить обутая нога.
Каждому молящемуся как бы выделен индивидуальный коврик, на котором можно пасть ниц, как это и предусмотрено обрядом.
«Любовь ко всем – ненависть ни к кому» - вот девиз Ахмадийской Мусульманской общины. И это (меня лично) в какой-то мере примирило с такой необычной ветвью ислама.
Потом нас повезли в Хайфский Университет. Вернее - в его музей, носящий имя Гехта, мецената и дарителя.
Я думала, это будет скучно. Но, попав туда, я оценила увиденное. Во мне, человеке мастеровом, ремесленном, чем только не успевшем позаниматься за свою жизнь, проснулся былой интерес к тому, что сделано руками человека. Я как увидела витрины и выкладки с вырытой из земли стариной, так и пропала. Мне хотелось бесконечно стоять у каждой витрины, любовно переводя взгляд с артефакта на артефакт.
Я безнадежно отбилась от нашей лихой экскурсоводши и потому не почерпнула из ее лекции никакой пользы, которая, несомненно, наличествовала. Но я была совершенно не в состоянии оторваться от витрин, чтобы следовать за нею. И только "очень потом" я подумала - чтО же это я, дура, делаю. И текста экскурсии не услышу, и экспозицию толком посмотреть не успею, так как её надо не смотреть, а рассматривать, а времени на это нет совсем.
И тогда я решила, что надо хотя бы по возможности постараться все заснять, а любоваться и рассматривать уже дома. И я стала быстро-быстро щелкать всё подряд без особого разбора. Что-то оказалось не в фокусе, что-то в повторе, а что-то, я думаю, я и вообще второпях не сняла. И поняла, что в музей надо будет ехать еще раз, уже специально и на весь день.
А пока выложу то, что снять всё же удалось. Но эти картинки, думаю, будут значимы исключительно для меня. Всем остальным, не настолько чокнутым, будет откровенно скучно. Так что, заранее - миль пардон. Пролистните и не мучайтесь.
Вот это явно что-то египетское.
Похоже на саркофаги.
А это удивительно хорошо сохранившийся мраморный орнамент.
А также и не очень хорошо сохранившийся, но графически более интересный.
И доисторические изображения свастики, незаслуженно опозоренной потом безумным Адольфом.
А это уже явно иудейская тематика.
Глиняные сосуды самого разнообразного назначения. Некоторые в таком состоянии, что хоть бери и пользуйся.
Ну - и дальше галопом по витринам, не особенно уточняя, что и как.
А вот это - почти родное. Я в свое время тоже занималась глиной. И бусы делала. Только из красной глины.
А это уже стекло. Осколки такого радужного от времени стекла мне случалось находить в Крыму.
Не устаю поражаться степени профессионализма древних мастеров. Даже при нынешних технологиях сделать подобные сосуды непросто.
Глина? Камень? Я так и не поняла, а читать было некогда.
Всадники чем-то напоминают нерасписанную дымковскую игрушку.
Никогда не могла понять, зачем древние мастера делали сосуды с острым или округлым дном, которые не могут стоять "без костылей". Понятно, когда это большие ёмкости для того же вина, закапываемые в землю. Так из них проще выбрать содержимое до последней капли. Но ведь и маленькие остродонными делали. Зачем, если их можно перевернуть в руках и вылить из них все?
Красивая тетенька в белом. Только носик у нее не женский.
Похоже на театральную маску. И дырочка есть, чтобы к голове привязать.
Богинька с крылышками.
Это - явно сосуд для чего-то.
Поразили эти древние сандалики. Ну для очень изящной, узкой ножки.
Это древние светильники. В среднюю дырочку наливали масло, в дырочку носика выпускали фитилёк.
А это - оссуарии, ящики для хранения костей предков. Покойников выкладывали в склепе на год, а потом собирали оставшиеся косточки и хранили в этих именных красиво орнаментированных ящичках.
Ну, и снова всякая мелочь.
И опять горшки с острым донышком, но уже покрупнее. И для чего нужен горшок, который сам стоять не может? Искала ответ в интернете, но так и не нашла.
Снова лошадиная тематика.
А это уже металл. И что-то есть в этих фигурках древне-шумерско-вавилонско-египетское (в моем примитивно-школьном еще представлении).
А это уже пошла бронза - ножи, наконечники стрел, серпы.
Назначение этих вещиц непонятно, но происхождение явно египетское.
Поражает сохранность - ведь не из осколочков собрано!
Но больше всех мне понравился этот сосуд в виде птички с поворачивающейся головой. Что туда клали?
А это поднятая со дна моря затонувшая древняя лодка (говорят, финикийская).
Конечно, это реконструкция. Но из нее ясно устройство примитивного ткацкого станка. Ткачеством я тоже когда-то занималась и примерно на том же уровне оснащения.
Ракушки, обработанные полудрагоценные камни, бронза...
Снова светильники.
И монеты.
Изображение беременной женщины встретилось мне впервые. А я за свою жизнь пролистала немало книжек о всяких древностях. Видимо, эта тема не считалась достойной изображения.
Тётеньки, девушки... И все с закрытыми глазами. Неживые?
Господи, как хотелось бы выкопать из земли хоть одну такую посудинку. Но знаменательно уже и то, что в израильских древних местах ходишь по тысячелетним черепкам. И никому не приходит в голову прихватить их в качестве сувенира. Кроме меня, разумеется. Но их не стало меньше. Интересно - почему их за столько лет не растащили подчистую? По причине законопослушности или от равнодушия?
Рельефное панно.
Стекло. Узорное.
Египет?
И вот опять пошли монеты. Это - явно древняя копилка. Судя по прорези для монет.
А в этом горшочке, скорее всего, был закопан клад. Да так хозяином и не выкопан. Достался археологам.
Это - клад аж золотых монет. Посетители разошлись во мнениях - кто-то считал, что монеты настоящие. А другие утверждали, что это наверняка имитация, муляж, так сказать. И даже не золото вовсе.
И еще один клад. Уже в медном сосуде был запрятан.
И снова светильники, красивые, узорные. Большей частью - побитые. Когда все склеено из осколочков, это вызывает как-то больше доверия в смысле подлинности. У меня лично - уж точно.
Похоже на древнегреческую расписную керамику.
А смысла и назначения вот этого зажмуренного мужичка с какой-то почти женской грудью я так и не поняла.
И этого сосуда тоже.
А это уже эпоха бронзы.
Янтарь.
Снова античность.
Я так и не поняла, что именно делают эти трое.
Фрагменты мозаичных полов великолепной сохранности.
Там есть и небольшой художественный раздельчик. Живопись, графика. Есть и известные имена - К. Писсарро, А. Модильяни, Х. Сутин, И. Левитан и другие. Но меня лично ничто особо не впечатлило. Москвичи в этом смысле - народ избалованный..
Вот Модильяни.
Сутин.
Зачем здесь, на поединке шахматистов, Врубелевский Демон?
Молодой Эйнштейн.
Не очень молодой Фрейд.
Оба портрета Германа Струка.
Панорама города Писсарро.
После музея нас завезли в какое-то местечко со столами для пикников, чтобы каждый подкрепился тем, что взял из дома. А затем экскурсия продолжилась. Вот фрагмент древней маслодавильни прямо на открытом воздухе. В цилиндрическое отверстия помещали измельченные оливки, а сверху опускали каменный груз, что стоит слева.
Затем нас повезли в друзскую деревню. Друзы - ответвление от ислама, но весьма своеобразное. У друзов принадлежность к их религии и происхождение сливаются воедино — друзом считается только тот, чьи родители являются друзами. Выйти из своей веры друз не может, равно как не может перейти в друзскую веру чужак, даже если он этого очень сильно захочет. Если друз женится не на друзке, он перестает быть друзом. И дети его, рожденные в этом браке, друзами не будут.
Символ друзов - пятиконечная звезда с лучами разного цвета.
Священный день для друзов —четверг (а у мусульман, как известно, это пятница). Друзам запрещено курить, пить алкоголь и употреблять в пищу свинину.
Друзы Израиля являются полноправными гражданами страны и с 1961 года считаются самостоятельной национальностью. Представители сообщества друзов присутствуют в Кнессете. Хотя друзы, как и арабы, могли быть освобождены от обязательной службы в Армии обороны Израиля, друзские старейшины решили, что мужчины их народа должны служить в израильской армии. Друзы участвовали на стороне израильтян во всех войнах, которые вел независимый Израиль. Друзы живут замкнуто и по своим законам, но крайне лояльны по отношению к государству, на территории которого живут. Они считают своим долгом подчиняться законам приютившего их государства.
Вот такой достойный всяческого уважения и очень интересный народ.
Друзскую деревню возле Хайфы можно назвать "деревней" с очень большой (для российского менталитета) натяжкой. Это маленький одно- двухэтажный городок с домами, оснащенными всеми городскими удобствами.
Не удержалась, вошла в чужой дворик, чтобы снять чудовищных размеров (по московским понятиям) цветущий амариллис.
Дровишки, заботливо прикупленные для будущей зимы.
А вот это полуразрушенное, заросшее сорной травой здание - бывшая христианская церковь. По назначению не используется, но никем не сносится и не захватывается - частная собственность священна.
Дома украшают цветы - в ящиках, в горшках, в кашпо...
А вот из этого двора несся разноголосый птичий гомон. Видимо, там живет любитель. Мне понравились целующиеся зелёные попугаи в нижней клетке.
Вот рядом с мусорным баком висит сумка с чем-то. Скорее всего, там хлеб, выкинуть который в помойку у кого-то рука не поднялась. Найдется ли для этого пакета новый хозяин? В Маалоте, как правило, не находится, сумки висят по нескольку дней. Может, тут живет народ победнее?
А вот наша группа спускается в некий друзский подвальчик.
Это оказалась древняя маслодавильня, расположенная в естественной пещере.
Процесс отжима масла был такой. Собранные оливки насыпали в каменную неглубокую чашу, по которой катили затем тяжелый каменный жёрнов, давя ягоды.
Раздавленную мезгу перекладывали в плоские корзины и ставили их одну на другую под пресс.
Вот наша экскурсоводша с помощью двух друзок рассказывает и показывает нам всю древнюю технологию.
После маслодавильни нас повели в другое место, а я снимала по пути друзские дома.
Квартиры у друзов большие, многокомнатные. Я попыталась контрабандой снять внутреннее помещение, пока никто не прогнал, но далеко пройти все же побоялась.
Вот такой уютный каменный домик с некоторым подобием дворика - диванчик, стол, кресла.. Думаю, посидеть здесь вечером не так уж и плохо.
А потом нас привели в маленький друзский магазинчик, где попутно была и экспозиция друзского быта с манекенами для полной достоверности. В самых разных жизненных ситуациях. Девушка справа перетирает ручным жерновом пшеницу в муку
А эта, повидимому, готовит тесто для лепешек.
Это - кухонный уголок.
А это - ремесленный. Можешь шить, можешь ткать, можешь делать круглые циновки. Или вышивать.
Это, очевидно, детская.
Это - гостиная. Можно сидеть на диванчике. А можно и на полу. Спали тоже на полу.
Вот семейная фотография.
А это - флажок с национальной расцветкой, выполненный в лоскутной технике.
Когда мы туда пришли, там были расставлены стулья, и одна из женщин-друзок прочитала нам длинную лекцию про быт и обычаи друзов. А потом, поскольку всё-таки это был магазин, стала рекламировать свою продукцию. В частности, какой-то уникальный напиток на шести травах, который, якобы, творит чудеса в отношении потенции. Тут же вынесли подносики с бумажными мини-стаканчиками, устроили, так сказать, дегустацию. Гадость была отменная, я долго искала, куда вылить содержимое - возвращать стаканчик полным мне было неудобно. Но кругом было так чистенько, что пришлось, давясь, кое-как допить. Но старперы наши потом скупили все пузырьки, что были. Сексуально, так сказать, озабоченные.
После магазинчика нас повезли к какому-то монастырю, с обзорной площадки которого открываются потрясающие виды на окружающие долины с полями и кладбищами.
Но меня куда больше заинтересовали растущие там и цветущие кактусы и суккуленты.
Самый заурядный московский обитатель подоконников - эхинопсис. Если и порадует любителя, то единственным долгожданным цветочком. А тут цветет, как бешеный.
А этот монстрозный цереус и без цветов прекрасен.
А в честь того, что на этом, якобы, месте Илья-пророк победил жреца языческого Ваала, поставлен грандиозный памятник.
На этом наша экскурсия закончилась, и нас довольно быстро привезли домой. Еще не было и пяти вечера, солнышко сияло. И я, идя домой, не могла не поснимать по пути всё, что цвело.
Ну, кактус-опунцию, по-моему, знают все. Это такие плоские лепешки с жуткими, легко обламывающимися колючками. И вот эта зловредная гадость потрясающе красиво и обильно цветет. Снимая её предельно осторожно, я все же где-то потеряла бдительность и задела ее брюками. Я еле дошла до дома, а потом почти час вытаскивала пинцетом колючки из злополучных штанцов.
Кактусы, фикусы, розетки суккулентов... Весь мой бывший московский подоконник в одной куче.
Цветение суккулентных розеток.
Они и сами не хуже цветов.
А это цветет жакаранда. Дерево такое, родом из Южной Америки и стран Карибского бассейна.
И тут же висят неопавшие коробочки прошлогодних плодов.
Вот такие граммофончики цветов, если приглядеться.
А это местный вьюнок - пассифлора.
В Маалоте она встречается часто в качестве живых изгородей, но цветы у местного сорта не особо красивые.
Да. Надо ехать в Хайфу.
ОтветитьУдалитьПо-любому надо. И мне тоже.
ОтветитьУдалитьПричем, как впервые. На дурачка не получилось.
Съезжу - доложу.
Непременно...Ждем-с...
УдалитьА что это вы, собственно, пишете, что Хайфу не увидели? Еще как увидели, причем самое лучшее! А что такое, вы думаете, Хайфа? Там полно унылых кварталов, чай не Иерусалим. Вот на горе хорошо, и виды с горы - тоже отличные.
ОтветитьУдалитьВообще, экскурсия, насколько могу судить, получилась у вас интересная и разнообразная.
Музей Гехта и правда хорош (еще здорово, что он бесплатный! вот только работает по сложному графику, это минус). Спасибо вам, что вы так много засняли - хотя явно не все! Я помню, меня там в археологии еще многие другие вещи потрясли. То, о чем вы пишете "похоже на саркофаги" - это, действительно, ханаанские гробницы. Про живопись - сфотографированный вами портрет Модильяни на самом деле двойной, по бедности художник нарисовал с другой стороны холста еще один женский портрет, и в Музее Гехта можно увидеть оба! Но второй в итоге верх ногами, что поделать...
Еще поправка: Илья-пророк победил не жрецА, а жрецОВ Ваала. Победил он их в честном состязании на тему "кто вызовет огонь с неба". А уж потом, когда у них ничего не получилось, Илия их и правда заколол - но с согласия народа.
А пассифлора лично меня почему-то очень трогает. Я ее впервые в Израиле увидела.
Женя, вы меня радуете. Если в Хайфе и на самом деле смотреть больше нечего, то это просто здорово. Мне совсем неохота тащиться туда дежурно, уже "для галочки". Но в музей Гехта я поеду еще раз, уже на целый день. И досмотрю, и доснимаю.
УдалитьЗа уточнение по Модильяни спасибо. Я видела оба портрета и оба сняла. Но тот, что вверх тормашками, меня не впечатлил и я его показывать в блоге не стала. Но я не поняла, что оба нарисованы на одном холсте.
Как человек, чокнутый на цветах. пассифлору я знаю и люблю давно. И именно поэтому израильская её разновидность меня разочаровала. Цветы у нее дурацкие - под растопыренными тычинками не видно лепестков. А именно в них и заключается главная прелесть цветка. Посмотрите в интернете, какими они должны быть, чтобы цветок выглядел именно цветком, а не расчесанным клочком шерсти.
А что там особо смотреть? Разве что в Бахайские сады проникнуть - там, говорят, неплохо. Но проникнуть трудно, у них график специфический. И редкие экскурсии туда заезжают.
УдалитьНасчет "в музей на целый день", так вот вам расписание:
http://www.ilmuseums.com/museum_rus.asp?id=2
Ну и пассифлора мне, может, так нравится, потому что в Кармиэле она немного другая. вот нарылась нашла картинку в своем прошлогоднем посте:
http://inga-den.livejournal.com/87693.html
Именно - проникнуть в Бахайские сады. По расписанию они работают ежедневно с 9-ти до 5-ти. Но попасть туда, кажется, можно только в составе экскурсии в сопровождении местного охранника. Это плохо, т.к. можно многого не увидеть и не успеть поснимать. Буду пытаться организовать что-то нестандартное.
УдалитьЗа расписание музея спасибо.
А пассифлора у вас совсем другая, нормальная, с лепестками и с маленькими тычинками. Такую можно полюбить.
Насчет Бахайских садов. Сама не была, не знаю. Но вот Данина троюродная сестра упросила служителя ее туда пустить и посетила большую часть. Как ей это удалось - не знаю. Ивритом она не владеет, только английским.
УдалитьА расспросить ее нельзя?
УдалитьУ меня бродила такая мысль - упросить охранника. Я даже аргументы придумала. Правда, английский у меня - пиджин. Но, может, и он тоже не пурист.
Я вообще стараюсь жить по принципу "если нельзя, но очень хочется - значит, можно".
УдалитьА хотеть я умею.
Нет, нельзя расспросить - она в Москве живет, и связь с ней эфемерная, только по телефону. Да и было в этом 2008 г. Я только и помню: "упросила служительницу", "успела пройти все верхние сады до закрытия".
УдалитьЗначит, поеду наудачу. К открытию, пока народ не понаехал. А если не пустят, примажусь к какой-нить экскурсии.
УдалитьЕще вчера хотела написать комментарий.
ОтветитьУдалитьИ подумала, мол, опять скажут , что пишу негатив.
А дело в том, что в Хайфе я была раза четыре на экскурсиях.
Но более того, что вы , Мария, видели, ничего не видела.
А потому не могла и понять тех восклицаний восхищения по поводу Хайфы.
Да, Бахайские сады, несомненно, очень красивы.
Но сам город...?
По крайней мере, я на всех экскурсиях ничего такого не увидела.
Вот что мне действительно понравился, так это музей Ралли.
Просто однажды по пути в Хайфу заехали и в этот музей.
Спасибо. Попробую заехать и в этот музей.
УдалитьАня, я тоже не понимаю, почему некоторые называют Хайфу чуть ли не самым красивым городом мира :). А музеи там есть очень классные, например, музей Мане-Кац. Как бы ничего особенного, но там регулярно проходят потрясающие выставки: мы в прошлом году были на выставке Шагала, а сейчас там выставка еврейских художников 19-го века, очень хочется сходить! Репортаж о выставке тут: http://dona-anna.livejournal.com/844061.html
УдалитьАня, музей Ралли ведь в Кейсарии, а не в Хайфе?
УдалитьЖеня, Аня сказала " по пути в Хайфу". И если она ехала с юга, то все правильно.
УдалитьДа-да. Всё верно. По пути в Хайфу с юга.
Удалитьhttp://www.ganbahai.org.il/en/tours/#currenttimetable
ОтветитьУдалитьВот вам ссылочка про Бахайские сады, вы же читаете на английском?
Пройти туда можно и без экскурсии совершенно бесплатно.
Центральная терраса -усыпальница + персидские сады открыты с 9 до 12 ...Полторы террасы в верхней части садов, на которые можно пройти,открыты с 9 до 17.00...Надо приехать на променад Луи(улица Яфе Ноф) и оттуда зайти в Бахайские сады.
С экскурсией проходят только по ступенькам. В двух вариантах: 1)с верхней террасы до центральной и 2) с центральной террасы до нижней.
Без экскурсий заходят с 9 до 12: 1) две верхние террасы 2) центральная часть 3) две нижние террасы.
И в центральной части с 9 до 12 заходят в усыпальницу. Тоже без всяких экскурсий.
Спасибо вам за ценную и исчерпывающую информацию.
УдалитьДа не за что))
Удалить