четверг, 8 мая 2014 г.

"... со слезами на глазах."

Странное  дело...     Надо  было  уехать  из  России  к  черту  на  рога  (для  тех,  кто  забыл  -  это  поговорка  такая,  ничего  для  Израиля  обидного),  чтобы  впервые  (?!)   так  остро  ощутить  боль   войны.   Именно  боль  -  до  слез.

День  Победы  в  России,  как  ни  крути,  всегда   был  днем  выходным,  весенним,  посадочно - огородным.    Никакой  личной  горечи  у  меня  с  ним  связано  не  было,  никто  в  нашей  малой  семье  на  войне  убит  не  был.    Мы  с  мамой  были  в  эвакуации,  в  Свердловске.    Отец  работал  в  Москве  на  оборонном  предприятии,  Пару  раз  он  навещал  нас   с  мамой.   Во  второй  раз  -  увез   обратно  в  Москву.  

Что  случилось  в  мои  шесть  лет  в  декабре  44-го,  когда  мама,  не  пожалев  меня,  решила  уйти  из  жизни,  я  доподлинно  не  знаю.    Видимо,  что-то  ужасно  трагичное  для  нее.     Собственно,  что  она  закончила  свои  дни    именно  так,  я  узнала  почти  полвека  спустя,  когда  и  спрашивать - то   было  уже  не  у  кого.    А  официальной  версией  для  меня   всегда  была  смерть  мамы  от  туберкулеза,  обострившегося  в  годы  войны.

В  принципе,  не  случись  войны,  может,  мы  так  бы  и  жили  втроем,  полной  семьёй.   Так  что,  может,  я  зря  говорю,  что  война  обошла  нашу  малую  семью  стороной.    Может,  мама  как  раз  и  есть  её  жертва.     Но,  повторю,  для  меня  эта  связь  не  была  прямой  и  прозрачной.

О  том,  что  вся  большая  мамина   еврейская  семья   была  истреблена  в  минском  гетто,  я  узнала    по  телефону   от  абсолютно  не  известной  мне  женщины,  знавшей  мамину  минскую  семью.    Она  по  справочной  разыскала  меня,  чтобы  и  меня  расспросить,  и  мне  рассказать.      Я  так  была  ошарашена  услышанным,  что  не  спросила  у  женщины   адреса.    И  она  исчезла,  растворившись  в  пространстве,  чтобы  не  появиться  уже  никогда.

Может  быть,  в  декабре  44-го  мама  именно  это  и  узнала.    И  не  смогла  пересилить  беду.    Скорее  всего  -  вкупе  с  другими  бедами.  Очень  похоже  на  то,  что  за  время  нашего  с  мамой  отсутствия  у  отца  появилась  другая  женщина.
Ставшая  потом  мне  мачехой.

Мама,  как  горько,  что  я  не  смогла  тогда   помочь  тебе  выстоять ...

--------------------------
PS      Убедительная  просьба  -  не  комментировать.
           Это  -  для  внука   (если  он  когда-нибудь  прочтет).

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий