четверг, 16 января 2014 г.

Эйлатский поход, день первый.

Поскольку  поездка  предстояла  дальняя  и  насыщенная,  из  Маалота  я  убыла  первым  автобусом  на  Нагарию  -  в  5-05.   И  поскольку  просыпаюсь я  (в  смысле  -  начинаю  новый  день)  всегда  где-то  часа  в  3 - 4 утра,  мне  это  было  совершенно  ненапряжно.   Из  Нагарии  электричкой  (с  пересадкой  в  Тель-Авиве)  к  7-15  утра  я  добралась  до  Петах-Тиквы.    Пока  ждала  Лену,  набрела  на    смешное  дерево,  растущее  у  самого  вокзала.   Весь   его  пузатый  бутылкообразный  ствол   был   покрыт,  как  бородавками,   острыми  шиповатыми  выростами.   Этакий  крокодил  растительного  мира.

Вскоре  подъехала  Лена,  и  мы  двинули  в  Эйлат.

На  мой  личный,  безусловно,  пейзажно-избалованный  взгляд   пустынный  юг  страны   в  районе  Беэр-Шевы  и  далее  к  Эйлату  на  редкость    уныл.    Чем  дальше  мы  продвигались  на  юг,  тем  тоскливее  и   безрадостнее  становится  пейзаж.    Пустыня.   И  "оживляют"  ее  только  нечастые  бедуинские  поселки.    Я  не  зря  взяла  это  слово  в  кавычки.   Их  поселения  наводят  еще  большую  тоску  своей  трушобностью,  какой-то  времЯночностью  и  убогостью  сараеподобных  строений.

В  Израиле  много  разных  проблем,   и  одна  из  них  -  бедуинская.     Израиль  считает,  что  бедуины  незаконно  захватывают  государственные  земли,  а  они  считают  себя  аборигенами  здешних  мест  и  стоят  на  том,  что  они  живут  на  своей  земле.    Очень  советую  не  полениться  и  заглянуть  в  http://news.israelinfo.ru/politics/49637,  чтобы  понять,  как  всё  сложно.

Пустыня  оживляется  и  начинает  радовать  глаз  только  там,  где  рельеф  перестает  быть  плоским.      Первый  такой  "оазис  для  глаза"  и  радость  для  души  -   грандиозный  (40  км  в  длину  и  9  км  в  ширину  при  глубине  до  500 м)  разлом  Махтеш Рамон,  где  я  уже  однажды  была  на  экскурсии.   Виды   сверху  -   потрясающие.

А   в  этот  раз  неживая  экзотика   соседствовала  еще  и  с  живой.   Поглядеть  на  нас  (а  заодно  и себя  показать)  из  глубины  ущелья  пришли  два  местных  козлика.   Они  не  были  ручными,  близко  не  подходили  и  еду  не  выклянчивали.   Они  просто   пришли  посмотреть  на  нас.   Их  светло-рыжие  фигурки  почти  сливались  с  местностью,  и  только  движение  выдавало  их  присутствие.

Когда-то  в  разломе    велась  добыча  стройматериалов  (глины,  гипса,  песка),  но  потом  государство  одумалось   и  в  1998 г.  объявило  уникальный  район  геологическим  заповедником.    Считается,  что  в  мире  нет  ему  равных.   В  нем  можно    (было)   увидеть  гигантские  древние  окаменелые  спирально  закрученные  ракушки - аммониты.

Я  употребила  прошедшее  время  потому,  что,  по  некоторым  сведениям,  увидеть  там  аммониты  теперь  практически  нереально.   Объект  не  охраняется,  и  наш  брат-турист  унес  все,  что  смог.   Для  личных  коллекций.

В   разломе   есть еще  одно  очень необычное природное образование.    Называется  оно   “Столярка” или “Нагария” на иврите . Здесь целый склон состоит из очень правильных больших кристаллов кварцита,   похожих на гигантские  карандаши или столярные заготовки. Кристаллы примерно одинакового размера,   имеют от 3 до 8 граней. Длина каждого кристалла около метра.

Вот  эти  объекты  остались  -  унести  тяжело.   Да  и  не  очень  они  смотрибельны  в  отрыве  от  общей  массы.

Поглазев  на  пейзаж  и  козликов,  мы  по  серпантину  спустились  на  дно  разлома  и  поехали  к  Эйлату  по  проходящему  там  отличному  прямому  шоссе.   Когда  гористый  разлом  кончился,  началась  опять  плоская  тоскливая  пустыня,  где  время  от  времени  попадались  бедуинские  постройки  и  всевозможные  военные  объекты.

И  только  ближе  к  концу  пути  снова  начались  горы,  в  одно  из  ущелий  которых  и  хотела  сходить  Лена.   Место называется  нахаль (ручей) Ктура.  Есть   там еще мапаль  (водопад) Ктура и   источник  Эйн Ктура.   Но  поскольку  дождей   в  этих  краях  давно  не  было,   вода    там    в  настоящий  момент  не  только  не  падает,  но   даже  и  не  капает.   Тем  не  менее,  Лене  очень  хотелось  посмотреть  на  это  красивое  место,  чтобы   оценить  возможную  зрелищность  потенциального  водопада  после  сильных  ливней,  которые  когда-никогда,  но  всё  же  случаются   в  тех  пустынных  краях.    И  вот  тогда-то  и  надо  будет  стремглав  лететь  сюда  через  всю  страну,   чтобы  насладиться  редким  зрелищем.    Упустишь  день,  вода  схлынет  и  зрелища  уже  не  будет.   А  поскольку  высота  отвесной  стены,  с  которой  будет  падать  вода,  метров  200,  то  зрелище  обещает  быть  достойным.

От  шоссе  на  Эйлат  до  сухого  водопада  Ктура   по  карте  было  всего  лишь  километра  2,5 - 3,  и  мы  пошли.    Вот  какие  роскошные  виды  открывались  по  пути  туда.

И  вот  мы  уже  почти  у  цели.   Последний  спуск,  поворот  налево  и  ...

становится  виден  обрыв,  с  которого  должна  падать  вода.   А  по  долинке  направо  должен  бежать  ручей.

Последний  поворот  налево,  проход  между  огромными  камнями  ...

и  мы  попадаем   на  некий  обзорный  пункт.   Слева,  если  подняться  еще  на  один  "этаж"  -  потрясающей  красоты  слоистая  вертикальная  стена.

Я  на  этот  "этаж"  подниматься  не  стала  -  пожалела  свои  старые  ноги,  которые  никак  не  хотели  сгибаться  и  тащить  тело  вверх  по  крутым  большим  камням.   А  Лена  влезла  на  эту  полку,  походила  там  и  поснимала  во  все  стороны.

Я  же,  пока  она  ходила  по  верхам,  отсиживалась  на  смотровой  площадочке  и  снимала  окрестности.
Удивительно,  что  даже  в  этой  каменистой  безводной  пустыне  ухитряются  прорасти  занесенные  на  отвесные  скалы  семена  и  дать  жизнь  вполне  пышным  кустикам.

А  этот   красавец-куст   вырос  рядом  с  тропой.

Мне  он  показался  неживым,  но  Лена  меня   уверила,  что  весной  он  зазеленеет,  зацветет  и  даст  новое  поколение  круглых  белых  семенных  коробочек.

Было  уже  далеко  заполдень,  солнце  явно  клонилось  к  вечеру.   В  нашем  ущелье  было уже  темновато,  но  окрестные  горы  были  ярко  освещены.   И  мы  с  Леной  решили  немного   спуститься  вниз  по  руслу  потенциального  ручья.
Скалы  по  левой  стороне  ущелья  были  залиты  солнцем.

Правый  же  склон,  по  которому  мы   пришли  сюда,  находился  в  глубокой  тени.
Дорожка  вдоль   русла  ручья  выглядела  симпатично.  Иногда    встречались  вполне  взрослые  деревья,   по-зимнему  голые.

Дойдя  до  этого  места,  мы  поняли,  что  особых  красот  дальше  не  будет,  и  пошли  в  обратный   путь  той  же  дорогой,  по  которой  и  пришли.

Тропа  была  сделана  заботливо  и  основательно,  на  века.   На  ней    не  только  были  выложены  ступени  для  пешеходов,  но  и  по  обочине  шли  наклонно  уложенные  плоские  камни,  предназначенные  для  велосипедистов - экстремалов.

Вот  они,  эти  камни  -  видны  справа.   Хотя  и  слева  явно  просматривалась  "дикая"   велоколея,  накатанная    по  щебенке.

Вообще,  туристские  тропы  в  Израиле  -  это  что-то.   В  их  обустройство  вложено  неимоверное  количество  труда.

Ну  вот,  мы  и  всползли  наверх.   Трудная  часть  маршрута  осталась   позади,  с  чем  Лена  и  поздравила  старушку.

Тут  будет  моя  замученная  фотка.

Солнце  уже  практически  село.   Во  всяком  случае,  израильская  территория  им  освещена  уже   не  была,  хотя  горы  Иордании  на  горизонте  еще  купались  в  розовых  лучах.

Но  Лена  походом  еще  не  насытилась  и  решила,  пока  относительно  светло,  сбегать  поверху  на  то  место,  где    ручей  Ктура    должен    низвергаться  водопадом   с  отвесной  скалы,  от  подножия  которой  мы  только  что  пришли.   В  общем,  я  осталась  ужинать    под    деревом,  что  на  предыдущем  снимке,  а  она  побежала  искать  верхнюю  часть  русла  ручья  Ктура.
 Встретиться  мы  договорились  у  машины.

Вечерело.   Поднялся  ветер,  и  стало  совсем  неуютно.   Я  попробовала  пойти  вслед  за  Леной    в  надежде,  что  встречу  ее,  когда  она  будет  идти  назад,   но  решила  пожалеть  свои  ноги  и   пошла  назад  к  машине.   Особо  не  торопилась,  и  она  нагнала  меня  на  самом  подходе.

В  Эйлат  мы  приехали  в  полной  темноте.   Нашли  заказанный  Леной  по  интернету  мотель  и  без  всяких  проблем  заселились.

1. Пейзажи как возле Мертвого моря.
    А замечательный колючий кустик - это совсем не диковинка, вокруг Кармиэля все горки ими покрыты. Кустики и впрямь очень фотогеничны. И весной на них вырастают малюсенькие то ли листики, то ли зеленые цветочки, очень красиво. Только наступать на них не стоит - ужасно колючие!

2. Да я и не говорю, что сам кустик диковинка. Диковинно то, что он вырос в камне, то есть там, где ни почвы, ни воды. Во всяком случае - на первый взгляд. И никаких собратьев рядом. Только голые каменюки.

3. Мария Борисовна, красота! Дух захватывает от пейзажей и про камни очень интересно! и вообще - интересно!
    Лена я вижу неутомимая путешественница, но и вы молодец, не отстаете)))

4. Маша, спасибо за отчёт, прочитала с большим интересом. Мой продвигается медленно- нет времени , быт заел и работать тоже надо. Но ничего , скоро будет :-)
    И, кстати, я нашла в тырнете фотки мапаль Ктура во время шитафона, когда там падает вода. Скоро увидите...

5. Спасибо огромное! Очень интересно.
    Читала мужу. Вспомнили поездку на джипах в Эйлатских горах. Было безумно красиво.
    Ваши фотографии напомнили это. Мне тоже очень нравятся эти пейзажи.
    С нетерпением жду продолжения.