четверг, 8 января 2015 г.

Петра, Иордания, 25.12.2014

Да,  вот  так  неожиданно  вышло,  что  от  поездки  в  Петру  я  получила  несказанное  наслаждение,  а  передать  его  в  блоге  читателям,  скорее  всего,   не  получится.

Меня  впечатлила  даже  не  сама  Петра,  вернее  -  не  античный  фасад,  непостижимым  образом  вытесанный  в  отвесной  розовой  скале.    Меня  гораздо  больше  порадовал  двухкилометровый  пеший  путь  к  ней  по  петляющему  каньону  среди  отвесных  розовых  и  черных  скал.

   Я  шла,  наслаждаясь  каждым  метром  пути,  каждым  поворотом,  каждым  новым  ракурсом.    Я  вообще  люблю  горы.   Любые.  И  именно  этим   Петра  мне  "вмастила".    Но  фотографии  не  дают  и  сотой  доли  впечатлений,  полученных  вживую.

Мы  ночевали  в  Аммане,   в  центре  страны.   А  ехать  надо  было  почти  на  крайний  юг,  более  трёх  часов  в  один  конец.   Качество  дороги  не  вызывало  нареканий,  но  за  окнами  -  тоска.    Я  не  особо  люблю  пустыню,  она  навевает  на  меня  уныние.   Ну  ладно  -  проехать  по  ней  час.    Но  три  часа  в  одну  сторону,  а  потом  столько  же  обратно  -  это  перебор.

Снимки  на  ходу из  окна  микроавтобуса   получались  отвратно,  да  и  снимать,  по  сути,  было  нечего.  Как  правило,  за  окном   расстилалась  пустыня  в  чистом  виде.    Три  четверти  территории  страны  -  именно  пустыня,  в  которой  обитают  только  кочевые  бедуины.   Но  иногда  мелькали  какие-то  хозяйственные  постройки.



Это  не  маяк,  это  минарет  над  такой  нестандартной,  бескупольной  мечетью.   На  самом  верху  минарета  -  громкоговорители.    Напрягать  связки  муэдзину  уже  давно  не  приходится.


Очень  редко,  там,  где  можно  добуриться  до  воды,  возникают  поселочки  с  редкими  деревцами.


Пейзаж  в  основном  вот  такой,  только  без  домиков.


Нефтеперегонный  заводик,  работающий  на  импортном  сырье.


Первая  остановка  на  пути  -  караван-сарай.    Можно  перекусить,  зашопиться  местными  сувенирами.   Наш  российский  собрат,  который  должен  привезти  по  подарочку  всем  родным  и  знакомым,  рыскал  совершенно  целенаправленно,  озабочиваясь  только  одним  -  чтобы  было  дешево  и  сердито.   А  я  -  только  снимала.   Поэтому  мне  чем  зрелищнее,  чем  дороже,  тем  лучше.    и  я  снимала  всё  подряд,  не  озабочиваясь  ценой.

В  молодости  я  "грешила"  камнями  и  ювелиркой,  поэтому  первым  делом  -  сюда.






Вот  эту  весёленькую  Матерь  Божью  я  впервые  увидела  в  Иерусалиме.    Здесь  же  она  была  представлена  в  бесчисленном  количестве  копий  всех  мыслимых  и  немыслимых  размеров.


В  чём  иорданцы  преуспели,  так  это  в  мозаике.   На  её  основе  здесь   делают  всё  -  и  столешницы,  и  настенные  панно,  и  иконы,  и  картины.   Просто  диву  даешься,  где  они  столько  цветного  камня  добывают?    Правда,  это  могла  быть  и  смальта.   Даже  -  скорее  всего.





Уникальная  мебель  для  вилл  миллионеров,  роскошные  шахматные  столики.


 Вот  такие  стеклянные  пузырьки  с  рисунком   внутри  -   самый  распространенный  местный  сувенир


Если  приглядеться,  то  видно,  что  внутри  цветной  песок.   Но  как  можно  ухитриться  соорудить  из  него  рисунок?


Моя  инженерная  мысль  корчилась  в  муках,  пытаясь   разгадать  секрет.   Но  -   потерпела  поражение.

Бесконечные  варианты  шахматных  досок.


Мелкая  пластика  на  все  вкусы


Кальяны,  кувшины  с  хоттабычами  внутри.   Симпатичные  мисочки  с  крышками,  чтобы  еда  не  стыла.


Расписные  керамические  блюда  и  прочая  посуда.



Настенные  тарелки


плюс   пиалушечки  (в  смысле  -  симпатичные  маленькие  пиалы).


В  какой  дом  можно  поставить  этого  вздыбленного  коня  и  верблюда  заодно?


На  верблюда  накинута  "арафатка".    В  Иордании  носят  красные.    Все  местные  мужички  в  них  закутаны.   Спасает  и  от  холода,  и  от  жары.

А  эти  тарелки   продаются   уже  в  подарочных  коробках.   Заплатил  -  и  прямо  в  гости.


И  всё  это  -  в  бесконечном  разнообразии  форм  и  рисунков...


Такое  впечатление,  что  этот  ассортимент  никогда  не  раскупается,  а  годами  только  пополняется  и  накапливается...     Как  в  музее   народного  творчества.

Здесь  продаётся  всё  для  того,  чтобы  здоровье  подорвать.    Кальяны,  табак  к  ним.


Ну,  и  вообще...   Подарки  на  все  вкусы,  на  все  случаи  жизни  и  на  любой  кошелёк.


Самое  смешное,  что  поскольку  я  ничего  покупать  не  планировала,  я  ни  разу  не  взглянула  на  цены.    Теперь  как-то  даже  обидно.    Тоже  ведь  информация.

А  это  -  я  даже  не  сразу  поняла  -  что  это  такое?    Потом  прочухала  -  да  ведь  это,   по  идее,  -   чудовищно  огромный  кусок  янтаря  с  включениями!


Натуральный  ли?  Спрашивать  было  неловко.    Да  и  вряд  ли  признались  бы,  если  это   -   эпоксидная  подделка.

Но  больше  всего  мой  варварский  вкус  тронули  эти  жутко  радостные,  пронзительно  бирюзовые,  истинно  азиатские  блюда.


Ну,  и  дальше  уже  просто  без  слов  -  навалом  и  до  кучи.






Магазин  был  где-то  на  середине  пути.  Затем  поехали  дальше,  а  за  окном  было  всё  то  же  самое  -      пески,  камни  и  рыжие  холмы  на  горизонте,


иногда  редкая  колючая  травка,


кое-где  деревца  и  кустики.


Деревья  -  это  где  есть  вода.


Около  воды  появляется  и  человек.    И  всё  это  изредка  и  кое-где.


Но  вот  впереди  появились  интересные  горки,  а  у  их  подножия  -  современная  Петра.



На  этом  автомобильная  часть  маршрута  закончилась  и  началась  пешая.    Впрочем,  для  кого  как.     Местное  население  горело  яростным  желанием   подвезти  пилигримов.  Либо  гужевым  транспортом,  то есть,   в  тележке,


либо   верхом  на  лошадке  с  красивыми  прибамбасами  у  седла,



либо  на  ослике.


Особенно  рьяно  они  осаждали  меня  (ввиду  моего  мафусаилова  возраста).     Но,  как  меня  научили,  я  не  вступала  с  ними  в  разговоры,  просто  не  замечала.  И  они  постепенно  отстали.     Да,  мой  европейский  менталитет  страдал  от  моей  невежливости,  но  пришлось  наступить  ему  на  горло.    Стоило  сказать  хоть  слово,  даже  в  качестве  отказа,  они  бы  от  меня  не  отстали.

Далее  по  красивой  дороге  мы  пошли  пешком.




Был  уже  полдень,  и  навстречу  нам  ехали  тележки  с  теми,  кто  уже  "отстрелялся".


Слева  от  дороги  было  русло  ручья,  который  течет  тут  только  во  время  ливней  и  недолго  после.


Что  это  за  домоподобные  блоки  справа  от  дороги,  я  так  и  не  узнала.   Гид  был  далеко  впереди,  спросить  было  не  у  кого,  а  потом  -  забыла.


На  лошадях  ехали  те,  кому  не  удалось  отбрехаться  от  навязчивых  поставщиков  транспортных  услуг.   Или  же  сами  поставщики  в  надежде  поймать  пассажиров  на  обратный  путь  из  Петры.


По  пути  попадались  интересные  скалы,  иногда  со  следами  обработки.


И  пещеры,  в  которых  в  древности  жили.  И  даже  украшали  их  снаружи,  как  дома.


Иногда  они  напоминали  замки.


Чем  не  индивидуальный  дачный  домик?


 Иногда  тропа  ныряла  в  туннель.


А  потом  начался  двухкилометровый  каньон,  пробитый  водой  в  отвесных  скалах  розового  песчаника.   И  он  впечатлил  меня  куда  больше,  чем  тот  античный  фасад,  ради  которого  мы  все  туда  шли.



Из  отвесных  стен  вырастали  деревья.


С  левой  стороны  каньона  шел  открытый  водоводный  жёлоб,  по   которому  в  город  поступала  вода  из  речки,  что  когда-то  текла  в  долине,  откуда  мы  пришли.




Вот  где  корни  этого  дерева  находят  пищу  и  воду,  особенно  в  летнюю  жару?




Вдоль  правой  стены  также  идёт  водовод,  но  тайный.   В  те  доисторические  времена,  когда  он  служил  людям,  он  был  сверху  замазан  слоем  глины  и  врагу  не  виден.


Вот  еще  один  его  участок.


А  мы  идем  дальше.   Я  не  могу  удержаться  и  делаю  снимок  за  снимком,  боясь  упустить  хоть  что-то.   И  помещу  их  все,  уж  извините,  не  выкину  ни  одного.    Если  скучно,  можно  пролистнуть  вполглаза.





Это  в  кадр  попал  наш  гид  с  затылка.




Вон  там,  на  самой  верхотуре,  похоже,  тоже  жили.  Или  отсиживались,  спасаясь.








Вот  гид  показывает  пальцем  и  что-то  объясняет.   Увы  -  не  для  меня.   Мне  бы  снять!



Рассматривать  эти  красные  отвесные  стены  можно  бесконечно.





Вот  слева  возникает  какой-то  темный  куб.


А  это  -  проход  между  кубом  и  стеной.



Чёрные  потёки  -  чего?


В  этих  нишах  когда-то  стояли  изваяния.    Каких  божеств?


Вот  снова  справа  "нарисовался"  потайной  водовод.


Разве  можно  перестать  на  это  смотреть  и  снимать  ЭТО?


Есть  мнение,  что  когда-то  стены  ущелья  были  покрыты  изображениями,  а  потом  вода  и  время  их  стерли.   Только  в  нескольких  местах  остались  подтверждения  этому.  И  вот  одно  из  этих  мест.   Явственно  видны  ноги  человека.    Потом  слева  замечаешь  ноги  верблюда.   Передние.


Вот  они  крупным  планом.


Потом  чуть  сзади  видишь  задние  ноги  животного.


И  только  отойдя,  охватываешь  взглядом   всю  сцену.   Виден  даже  корпус  животного.  В  основном  -  брюхо.


Идем  далее.    Красота  не  кончается.


Слева  явно  видны  остатки  то  ли  помещений,  то  ли  рельефов.


И  опять  хорошо  сохранившийся  участок  водовода.


Оцените  красочность!







В  основное  ущелье  "впадают"  боковые  притоки.  И  во  время  ливней  по  ним  со  страшной  скоростью  несутся  потоки  воды.    Чтобы  уменьшить  их  разрушительную  силу,  человек  кое-где  поставил  заградительные  стенки.     Вообще,  в  плохую  погоду,  чреватую  внезапным  дождём,  ходить  здесь  крайне  опасно.


Вот  еще  боковой  приток,  но  не  такой  многоводный,  и  стенку  здесь  не  поставили.


И  вот  наступает  момент,  ради  которого  шли.


Вот  ОНО,  это  розовое  чудо  света.


Народ  рассаживается  напротив  и  созерцает,  отдыхая.
Транспорт  отдыхает  тоже  в  философической  задумчивости.




Оцените  спокойствие  и  покорность  судьбе.



А  это  -  солдат  Иорданской  армии  в  полном  боевом  облачении.  Он  здесь  на  службе  -  следит  за  порядком.   Ему  пришло  время  совершить  намаз.   Он  расстелил,  было,  коврик  и  ...  понял,  что  на  этом  месте  совершить  акт  веры  ему  не  дадут   такие,  как  я  -  любопытные.


И  он  удалился  к  подножию  розового  фасада  и  расстелил  свой  коврик  там.




А  наш  путь  лежит  дальше.   Мы  обходим  красную  скалу  справа  и  идем   по  расширяющейся  долине.
Сразу  же  натыкаемся  на  отдыхающий  транспорт.



А  это  уже  начинается  торговля,  благо,  места  -  навалом.


Был  бы  у  меня  дом,  разорилась  бы  на  аммонит.


Хоть  на  самый  маленький.   Но,  если  не  купить,  так  хоть  заснять.




Ассортимент  у  торговцев  всё  тот  же:   украшения,  мелкая  пластика,



и  бесконечные  пузырьки  с  рисунками  из  песка.





Поскольку  долина  расширилась,  водяные  потоки  тут  не  так  разрушительны.    И  древняя  скальная  архитектура  сохранилась  вполне  прилично.


По  идее,  надо  было  бы  зайти  и  посмотреть,  что  внутри.   Но  не  хотелось  отставать  от  группы.




В  этих  пещерах  еще  не  так  давно,  лет  50  назад,  жили  люди  (потомки  набатеев).


 С  большим  трудом  удалось  их  переселить  в  выстроенные  специально  для  них  дома.  Мне  их  стало  жалко:  жили  люди  в  красивом  месте,  а  теперь  в  такой  тоске  живут!



А  мы  продолжили  прогулку,  уже  втроём,  остальные  пошли  назад.




И  отсюда  тоже  людей  выселили  совсем  недавно.


По  пути  продолжали  попадаться  импровизированные  базарчики,  на   которых  можно  было  купить  всё,  в  том  числе  и  местные  луковичные.


Но  особенно  меня  потряс  один  мужичок.   Приглядитесь,  что  у  него  в  руках?



Узнаёте?



Но  -  погуляем  дальше.


Вот  они,  скальные  жилища,  совсем  рядом.


Но  мне  уже  было  не  до  жилищ,  как  таковых.    Меня  волнует  камень,  в  котором  они  выбиты.    Я  просто  балдею  от  красоты  материала.
















И  совершенно  потрясающе  смотрятся  жилища,  высеченные  в  этих  разноцветных  скалах.







Вот  до  этого  места  мы  дошли.   Можно    (и  нужно)  было  бы  идти  дальше...   Но  -  силы  были  уже  здорово  порастрачены,  да  и  время  тоже.   А  нам  нужно  было  успеть  к  назначенному  для  отбытия  часу.    И  мы  повернули  назад.









Всех  поразило  это  скальное  образование,  удивительно  напоминавшее    ногу  в  ботинке.


Но  это  явно  не  было  фрагментом  изображения,  так  как  тогда  фигура  вышла  бы  за  пределы  скалы.

В  ущелье  раздавалась  музыка.   Её  извлекал  старичок,  водя  смычком  из  конского  волоса  по  единственной  струне  из  того  же  волоса  на  каком-то  допотопном  доморощенном  инструменте.


Поскольку  снимать  сил  уже  не  было,  фотографировала  лишь  изредка.   Но  как  было  не  снять  остатки  ступеней,  ведших  когда-то  к  скальным  жилищам?



И  эту  скалу  тоже.   Неужели  и  в  ней  тоже  были  когда-то  жилые  помещения?


А  это  полушаровидное  углубление,   кто  его  сотворил?   Или  -  что?


Нет,  удержаться  и  не  щёлкать  было  просто  невозможно.




Боковой  "приток".



Идём  дальше.


Вот  местная  растительность,  на  которую  по  пути  туда  просто  не  обращала  внимания.



Совершенно  устрашающие  "зубастые"  листья.   Каждая  колючка  в  сантиметр.


А  этот  кустик  примостился  высоко  в  отвесной  скале.    И  ведь  живет!


И  этот   тоже...


Эти-то  хоть  внизу  влагу  собирают.   И  даже  цветут  (видны  засохшие  прошлогодние  цветоносы).


И  этот  дикий  инжир  яростно  вцепился  в  расселину.


А  этот  полноразмерный    "подвесной"  куст?



Этих  красавцев-близнецов  я,  кажется,  уже  снимала  по  пути  туда.


И  еще  одно  предприимчивое  и  жизнелюбивое  деревце.


И  подумалось,  а  почему  бы  туристам,  что  текут  тут  сплошным  потоком  круглый  год,  не  поделиться  с  деревцем  водичкой?.   Может,  они  так  и  делают?



И  вот  мы,  наконец,  подошли  к  месту  сбора  у  сувенирного  магазинчика.


Как  не  поснимать  еще  раз  полюбившуюся  керамику?













В  отель  нас  привезли  уже  глубокой  ночью.    

Поздний  обильный  ужин  не  пошёл  мне  на  пользу.    До  сих  пор  с  содроганием  вспоминаю  бессонную  ночь  без  отрыва  от  унитаза.

Бр-р-р.....

19 комментариев:

  1. Спасибо большое за репортаж и интересные фотографии. Керамические изделия - потрясающе красивы.
    Что касается "насыпания" песка в бутылочки, есть масса видео в интернете по этой теме. Вот, например, одно из них (на случай, если Вы сами еще не ознакомились и Вам будет интересно посмотреть)
    https://www.youtube.com/watch?v=ldBfCAMHtuM

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, ArLena, за добрые слова и за очень полезную ссылку.
      На следующий день я всё-таки улучила минутку в нашем чёсе по базару и остановилась посмотреть, как это делается. Я поняла принцип. Но ваш ролик (и остальные, которые там рядом) дают полную картину.
      Что бы мы делали без интернета?
      Как люди раньше-то жили?

      Удалить
    2. Да, интернет - великая вещь. Впрочем, мы с Вами застали время, когда его не было. Как, впрочем, и отсутствовали компьютеры, мобильные телефоны, стиральные машины - автоматы. И масса необходимых сейчас, но отсутствовавших лет 20-25 назад вещей. А вот нынешним детям в принципе, наверное, будет непостижимо понять - как можно жить без всех этих благ цивилизации)))

      Удалить
  2. Классные фотографии! Не надо ничего выкидывать :).
    Снятый вами каньон потрясающе красив. Я тоже очень люблю горы. (И, кстати, именно поэтому ни за что не затяну окна пленкой - как же тогда на горки любоваться? пусть и не такие роскошные...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да я и не выкинула (с риском показаться занудой).
      Ну так мёрзните!
      Вольному воля.
      Я вам завидую - у вас Петра и вообще Иордания еще впереди.
      Но теперь хоть будете знать заранее, что вас там ждёт.
      И ехать надо так, чтобы целый световой день посвятить именно Петре.
      Там еще куча мест, куда надо заглянуть или залезть.

      Удалить
    2. А чего мерзнуть? Включаем кондиционер. Это, конечно, стоит денег. Ну так ведь и виды из окна чего-то стоят!
      Не знаю, Петра впечатляет - но в арабскую страну ехать совсем не хочется :(. Не знаю, что перевесит...

      Удалить
    3. Жень, вы чего?
      Арабская, не арабская...
      Какая, к лешему, разница?
      Или у вас аллергия именно на арабов - крапивница, кожный зуд, несварение желудка?
      Страна в настоящий момент мирная, толерантная. Зрительно очень похожая на Израиль. Такая же "восточная".
      Туристов любит - доход дают.
      Да, победнее Израиля, но все есть.
      Боитесь почему-либо ехать с израильским паспортом, поезжайте с русским, не суть.
      Меня там напрягали только усиленные динамиками муэдзины в 5 утра.
      На одной чаше весов Джераш, Петра, красота, расширение кругозора, а на другой - пшик, пустота, какие-то ваши ни на чем не основанные надуманные опасения.
      Удивили несказанно...
      Мне казалось, двух мнений просто быть не может, почвы нет.
      Люди туда едут чёрт-те откуда и счастливы.
      А вы - совсем рядом.
      На меня Франция не произвела ТАКОГО впечатления.

      Удалить
    4. Для меня разница есть, уж извините. Восточная страна? Да. Но арабы и евреи две большие разницы. Я ничего не боюсь, с иорданией у нас мирный договор. Но к арабам ехать просто органически не хочется, в том числе за природными красотами. Мне трудно вам объяснить, почему. Хочется ли вам в Германию? И почему вас раздражали муэдзины? Думаю, смежные явления.
      Собственно, чего вы удивляетесь? Али не знаете, что я повернута на почве религии? :)

      Удалить
    5. Если честно, мне это трудно понять. Для меня что арабы, что евреи - просто экзотические восточные народы братского семитского корня. Мне одинаково чужеродно что в Израиле, что в Иордании.
      ОДИНАКОВО.
      Муэдзины меня раздражали лишь потому, что начинали свой концерт в 5 утра, элементарно будили. В Иерусалиме и днём они были мне даже скорее любопытны, как некий местный колорит. Да-да, местный, израильский, не иорданский.
      Хочется ли мне в Германию? Нет. Но и во Францию тоже не хочется. И в Голландию, и в Бельгию (далее - везде). Не только на предмет жить, но даже посмотреть. Надоела чужая жизнь.
      Но природные красоты, скажу более - чудеса природы - еще не надоели, пока волнуют.
      И я не очень понимаю, при чём тут религиозная повёрнутость?
      Там вас никто бы не заставил совершать намаз. А увидеть, как это делают другие, и в Израиле легче лёгкого.

      Удалить
    6. Природные красоты мне больше нравится постигать без экскурсий. Так же, как и культурные.
      Насчёт Петры, кстати, даня со мной не согласен :).

      Удалить
    7. Кто бы спорил!
      Но до природных и прочих красот прежде всего надо добраться. А это не всегда легко сделать без экскурсии.
      Так что, "нравится, не нравится - спи, моя красавица".
      И у меня в данном случае выбора не было.
      Или так, или никак.

      Удалить
  3. Не могла оторваться. На три раза посмотрела и прочитала. И фотографии и текст - замечательные, как всегда. Обязательно буду там, с вашей подачи, ессно
    Керамика! Голубенькая! А часики!
    Мария Борисовна, я ..это.. в восхищении...ну вы знаете

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, спасибо, утешили.
      А то я переживала, что испугаю народ занудством.

      Удалить
    2. А обильный ужин был зря.
      Это вам мироздание намекнуло какбэ - в этот день, Мария Борисовна, только духовная пища))

      Удалить
    3. Этточно.
      Но - слаб человек.

      Удалить
  4. По-хорошему вам завидую. Увидеть такую красоту! И спасибо, что поделились с нами. Меня правда больше Джераш впечатлил. Опять же по вашим фотографиям и прекрасному рассказу. Наверное потому что Петра более известна и "раскручена", а здесь новый и интересный город.

    ОтветитьУдалить
  5. Да я сама себе завидую!
    Спасибо за добрые слова.
    Рада, что понравилось.

    ОтветитьУдалить
  6. http://www.youtube.com/watch?v=jhuln76jRag

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, спасибо. В интернете оказалась куча роликов на тему создания картин из песка в бутылках.

      Удалить